Исследование разнообразных случаев научения показывает, что такие силы могут быть двух типов— внешние и внутренние.
К внешним силам относятся все стимулы и побудители, которыетолкают к цели извне. Примеры побудителей такого типа — это наказания и награды, угроза и требование, соревнование и давление группы, похвала и возбуждение честолюбия, ожидание будущих благ или пользы и т. д. Все эти побудители объединяются в данную категорию, потому что они являются внешними по отношению к непосредственной цели учения. Сами по себе добываемые знания и умения являются здесь, в конечном счете, лишь средством для достижения других основных целей (избегания неприятного, достижения общественных или личных успехов, удовлетворение честолюбия или стремлений принести пользу обществу и др.).
Учебные ситуации с такой структурой силового поля можно назвать «ситуациями сцеленаправленным принуждением». Сама цель — научение при таких ситуациях может быть безразличной или даже отталкивающей. Она лишь определяет деятельность, но не возбуждает ее. Поэтому сама деятельность — учение — носит до некоторой степени вынужденный характер. Она выступает, как препятствие, которое надо преодолеть на пути к основной цели. Некоторые авторы называют такое психологическое препятствие «барьером».
Примерная схема такой ситуации (рис. 4).
Рис. 4
Нетрудно заметить, что данная ситуация характеризуется наличием противоборствующих сил, т. е. является в принципеконфликтной. Она, поэтому, связана иногда со значительным психическим напряжением, требует внутренних усилий и порой борьбы индивида с самим собой. При большой остроте такого конфликта могут возникать тенденции «выйти из ситуации» путем отказа, или обхода барьера, или невроза. Ученик бросает учебу, или пытается заменить ее шпаргалками, или «срывается»— начинает хулиганить, впадает в апатию и т. п.
Нетрудно заметить и то, что подобная структура учебной ситуации весьма часто встречается в школьной практике,
К внутренним силам относятся такие, которыепритягивают к цели. Примером таких побудителей могут служить интерес к самим знаниям, любознательность, стремление к расширению своей культуры, к овладению определенными умениями, увлеченность самим процессом решения учебных задач и т. п. Все эти побудители объединяются тем, что они исходят из самой цели учения, находятся внутри нее.
Учебные ситуации с такой структурой силового поля можно назвать«ситуациями с целенаправленным притяжением». Примерная схема такой ситуации (рис. 5).
Рис. 5.
Такая ситуация уже не содержит в себе внутреннего конфликта. Она также связана с преодолением трудностей, встречающихся в ходе учения и требует поэтому волевых усилий. Но это усилия, направленные на преодоление внешних препятствий, а но на борьбу с самим собой. Поэтому в ней не возникает внутренних психических напряжений и невротических коллизий. Следовательно, она является оптимальной с педагогической точки зрения. Но создание ее представляет во многих случаях очень трудную задачу для педагога. Оно требуетвоспитания учащегося, формирования его целей, интересов и идеалов, а не простогоуправления его поведением.