Понятие «организация» имеет два основных значения: во-первых — это сама деятельность управления, т. е. процесс согласования индивидуальных деятельностей в плане достижения определенных общегрупповых целей; во-вторых, организация — это определенная структура, состоящая из основных компонентов и стабильных связей между ними.
Основа построения организации — сочетание двух главных принципов: иерархического («вертикального») и координационного («горизонтального»). Первый отражен в понятии «континуум руководства», представляющего всю управленческую вертикаль от низших уровней руководства до высшего.
Содержание управленческой деятельности зависит от иерархического уровня руководителя. Координационный принцип — это функциональное разделение труда, закрепленное в системе должностных обязанностей руководителя. Учет функционального разделения необходим для характеристики содержания деятельности руководителя (что, как и зачем он делает) и его взаимодействий с другими подразделениями. Без этой «горизонтальной составляющей», во многом определяющей коммуникативное пространство организации, практически невозможно понять коммуникативную функцию руководителя, лежащую в основе межличностных взаимодействий в организации.
Выбор структуры и ее содержание является важнейшей задачей деятельности руководителя. Он является основой специальной организационной функции. Структура создается на основе результатов планирования. В теории управления А. Чанд-леромсформулирован тезис, ставший сегодня ее аксиомой: «Стратегия определяет структуру».
В начале XX в. М. Вебер выдвигает концепцию «идеальной бюрократии». Ее иногда считают одной из наиболее полезных идей в истории человечества. Проведенный М. Вебером анализ бюрократических структур является уникальным описанием сущности современных организаций. Его концепция базируется на ряде основополагающих принципов:
четкое разделение труда и квалифицированные специалисты в каждой области;
иерархичность уровней управления (подчиняемость нижних уровней вышестоящим уровням и контроль с их стороны);
наличие системы правил и стандартов для выполнения
должностных обязанностей членами организации;
организация — система должностей, а не объединение
людей;
подбор исполнителей, обладающих квалификацией, необходимой для выполнения определенных должностных обязанностей.
К числу главных недостатков этой концепции относятся следующие:
чрезмерная значимость стандартных норм и правил;
решение возникающих проблем на основе прецедентов в
прошлом;
инерционность в согласовании планов и принятии решений;
замедленная реакция на изменения (внешние и внутренние);
иммунитет к инновациям;
неспособность к саморазвитию.