Между монофизитами, которые формально состоят между собой в евхаристичесом общении, т.е. сирийцами, армянами и коптами, начинаются какие-то новые трения. Уже в конце Х века какие-то намеки на то, что какие-то трения могут быть, проскакивают в документах.
В XI же веке начинается настоящая борьба. Этому способствует несколько новая локализация их “церковных” структур. А именно в 1080-е годы впервые устанавливаются прямые копто-армянские контакты. Армяне с коптами в прямом общении до тех пор не были. Они встречались, но прежде не было официальных общений на межцерковном уровне.
Очень необычным и весьма знаменательным образом это было осуществлено. Армянский каталикос Григор Vkayaser (“Мучениколюбец”, был каталикосом с 1065 по 1105, это очень долго, но реально он после нескольких лет исправления этой должности уехал в Египет и остался там лет на 40) установил, будучи сам в Египте, прямое церковное общение с копстким патриархом Александрии, и это привело в свою очередь к тому, что уже в 1080-е годы был установлен армянский патриархат с центром в городе Итфих (арабское название).
Интересно, что глава всех армян назывался “католикос”. Этот термин имел в древности значение, близкое к современным “митрополит, экзарх”, но когда Армения отделилась, каталикос стал главным. Потом они стали понимать этот титул как высший по отношению к патриарху, потому своего главу в Египте они стали называть патриархом, хотя он был подчинен католикосу.
Характерно, что армянская монофизитская церковь уже тогда себя ощущала как национальная. Но при том это не значит, что они не стремятся к прозелитизму. Но это они делают только в смысле влияния на все.
По приезде этого Григора Вкаясера коптский арабоязычный автор Михаил, еп. Теннисийский пишет: “В этот день стало известно всем, что копты, армяне, сирийцы, эфиопы и нубийцы держатся одной православной веры, которую святые отцы однажды и единодушно исповедали (имеется ввиду Первый Собор в Никее) и которой изменили Несторий, Лев и Халкидонский Собор.”
С одной стороны, у армян при этом остается общение с сирийцами, восстановленное в VIII веке. С другой стононы, Александрия в общении с Нубией и Эфиопией.
В 1168-69 годах, примерно через 100 лет, Египет был завоеван Саладином, и первое, что слелал Саладин, это выгнал оттуда всех армян, которые там к XII веку всем завладели. Но патриархат не был попросту уничтожен, а в условиях империи Саладина армяне перенесли его в Иерусалим, и тогда была основано Иерусалимское Армянское патриаршество, существующее поныне.
Итак, отмечаем, что XI-XII вв. — это максимум армянского влияния в Египте. Есть также данные, что в это время армянское влияние проникло в Эфиопию. Это время очень темное для историоведов, потому что главные источники здесь — археологические. К этому временя относится создание одного из чудес света — церкви, вырубление в монолитной скале в Эфиопии, в городе Роха, переименованном в это время по имени царя, построившего церкви, в Лалибела. Характерно, что каменная резьба орнаментов — армянского типа. Проникновение армян в Эфиопию, безусловно, имело место, но пока трудно судить о степени их реального влияния на тамошние церковные дела.
Что же касается сирийского влияния в Египте, то до XIII века его не ощущается. Сирийцы все время там есть, встречаются сирийские монастыри, но речь идет о том, что специфически сирийское понимание монофизитства, сирийские авторы там не находят уважения в это время в отличие от XIII века и более позднего время, когда начнется сирийское засилие. А это время армянского засилия.