Евагрий был весьма образованным молодым человеком, жившим в столице Константинополе, был близок к великим Каппадокийцам: Григорий Богослов был его духовным отцом, Григорий Нисский в свою бытность епископом — рукоположил его во диаконы. Евагрий умер в сане диакона. Начав как их ученик, Евагрий кое-что от них принял, но многое и не принял, в частности учение Оригена (эти святые отцы каппадокийцы полагали почти всю свою жизнь на то, чтобы очистить пшеницу от плевел в учении Оригена) он воспринял с большей последовательностью, чем его учителя. Наконец, произошла история, давшая ему повод покинуть Константинополь и заодно покинуть великих Каппадокийцев: какой-то скандал из-за его увлечения знатной женщиной. Это послужило ему уроком, после которого он решил придти к жизни подвижнической. По совету св. Мелании Старейшей, он сразу попал в главный центр такой жизни — в Нитрию, в Египет (Нитрийскую пустыню). После поселения в Нитрийской пустыне Евагрий переписывался со св. Меланией, и эти письма, по своей откровенности, дают особенно много для реконструкции его учения.
При своей жизни Евагрий никогда не был осужден официально, но однако св. старец Макарий Египетский отмечал, что Евагрий очень горд. Кроме того известно в греческой традиции изречение аввы Арсения, которое по-гречески звучит так:
“Сказал некто [это “некто” — цензурное искажение, которое восстанавливается по сирийский и армянской версиям как “Евагрий”] блаженному Арсению: как это мы от толикой науки нашей и премудрости не имеем пользы нимало, а сии простецы Египетские стяжали толикие добродетели? Говорит ему авва Арсений: Мы не имеем от науки мера сего пользы нимало, сии же простецы египетские стяжали добродетели от собственных трудов своих.” (Пер. С. С. Аверинцева).
Из этой истории можно заключить, что и в пустыне Евагрий не отрешился вполне от увлечений мирской премудростью.
На следующий год после смерти Евагрия (в 400 г.) на соборе епископов Египта осуждаются оригенистсткие мнения монахов, которые были тесно связаны с Евагрием при его жизни. Некоторые принесли покаяние, некоторые были причислены к оригенистам по недоразумению. Но на этом соборе был — впервые на соборном уровне — осужден Ориген, а также и Евагрий. В 491 г. это осуждение, вынесенное на Соборе Египетских епископов, подтверждает папа Римский.
В первой пол. VI в. происходят бурные споры с оригенистсткими монахами в Палестине. Подробно об этом мы скажем в другом место, но здесь отметим, что те анафематизмы против учения Оригена, которые принял в 553 г. V Вселенский Собор, составлены таким образом, что осуждаемые учения — просто дословные цитаты из сочинений Евагрия, хотя и говорится, что это учение Оригена. Среди трех имен, проклятых на V Вселенском Соборе за оригенистскую ересь, было имя Евагрия — наряду с Оригеном и Дидимом.