Доп. лит.: A. Grillmeier. Christ in Christian Tradition. [Vol. 1]. From the Apostolic Age to Chalcedon (451) / Transl. by J. S. Bowden. N. Y., 1965. (Важно и для влияния идей Аполлинария на более позднее богословие).
Аполлинарий был епископом Лаодикийским (ум. в 390 г.). Был епископом в 360—362 гг. В личной жизни был аскетом и праведником. Его осуждали неоднократно: соборы в Риме (376, 377, 382 гг.) и II Вселенский собор в Константинополе в 381 г. Свое учение он развивал, исходя из интересов борьбы с арианством и защиты “омоусиос”.
Все ереси предыдущие спасали единство Бога в Троицы тем, что вводили неправильное учение об ипостасях. Аполлинарий, основываясь на формулах Никейского Символа, подходит с другой стороны. Он нарушает человечество Христа. Он пытается сохранить то тринитарное учение, которое сформулировано собором, на основе представления о том человечестве, которое в своем воплощении принял на сея Логос, очень специфическом и своеобразном:
человек = тело, душа, дух (или “ум” — у Аполлинария “дух” и “ум” синонимы),
Христос = тело, душа, Логос.
Христос по справедливости называется небесным человеком, ибо Бог у Него вместо духа, сиречь ума, но с душою и телом. Таким образом, Христос составляет единое лицо.
В этой системе, плоть — орудие Логоса. И вообще, когда говорится о плоти, то не подразумевается плоть трупа, а именно живая плоть, которая имеет душу плотскую. Каков же механизм соединения, какова же собственно христология?
Едина природа у Логоса и у Органа (орудия).
У Логоса и у Органа — единая сущность. Логос по отношению к ней является движущим:
“орудие” — плоть в отношении к Логосу,
“движущий (орудие)” — Логос в отношении к плоти.
В этом соединении у них одна сущность. Это равносильно другому положению — о том, что у них одна энергия, так как, когда у этих двух (плоти и Логоса) одна энергия, поскольку действует и движется только Логос, то это означает, поскольку энергия однозначно связана с природой (по определению: энергия есть движение сущности), то и сущность там будет одна — сущность Логоса. Таким образом, в учении Аполлинария содержалось монофизитство до монофизитства. То же самое другими словами: Логос является движущим, в отношении к нему плоть — орудие. Значит, энергия у Христа одна — энергия Логоса. Но тогда и сущность там тоже одна — Логоса (т. к. по философ. определению, энергия — движение сущности).
Желая сохранить в учении о воплощении никейское Православие, он впал в отрицание самого воплощения, т. к. Христос у него воплотился в нечто выдуманное им самим, а не в того человека который реально есть.
Тут возникает еще одна характерная особенность этого учения. Говоря о том, что произошло воплощение, он отрицает, что произошло вочеловечение. Так как человек — это и плоть, и ум, а Христос принял на себя только плоть, то “воплощение” имело место, а “вочеловечение” — нет. Святые отцы (особенно в лице св. Григория Богослова) ответили на это формулой “что не воспринято, то и не уврачевано”.