В 1969 г. подготовлен и утвержден папой новый богослужебный календарь. Изменение календаря преследовало две цели.
Во-первых, в календаре накопилось много праздников святых, и праздники, необходимые для спасения, затенялись.
Во-вторых, были введены новые святые из национальных областей (не итальянцы) и вычеркнута часть старых святых (23 папы и многие римские святые). Были вычеркнуты и святые, о которых нет достоверных исторических сведений и жития которых не могут являться надежным источником назидания. Так были вычеркнуты из календаря, но не деканонизированы, влмц. Варвара, влмц. Екатерина, сщмч. Георгий, св. царица Александра, сщмч. Киприан и св. Иустин.
Все календарные дни были разделены на 4 категории.
I. Sollemnitates - торжественные праздники:
— Пасха,
— воскресные дни,
— Рождество Христово, Богоявление, Вознесение, Пятидесятница, День Св. Троицы (следующее воскресение по Пятидесятнице),
— праздники тела Иисуса, сердца Иисуса,
— память Иосифа Обручника,
— память Апостолов Петра и Павла,
— праздник непорочного зачатия Богоматери,
В эти праздники в самый день праздника совершается вечерня.
II. Festa - праздники (их 25).
К ним относятся общехристианские - Сретение, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение, память ап. Иакова, архидиакона Лаврентия, ап. Андрея, первомученика Стефана - и некоторые специальные католические праздники (праздник Святого Семейства, праздник Латеранской базилики).
III. Memoriae - обязательные памятные праздники (их 62). К ним относятся:
— память древних святых (Василия Великого, Григория Богослова, Кирилла и Мефодия и др.);
— память католических святых (Фома Аквинат, Франциск Ассизский, блаженная Тереза, Иосафат Кунцевич, папа Пий X (XX в.) и др.);
— ряд почитаемых икон Богоматери, например, Мария Розарная (в обрамлении цветочного венка).
IV. Памяти необязательные (их 94). Их может быть сразу несколько в один день. К ним относятся:
— память свт. Николая Чудотворца, св. Иоанна Дамаскина, Космы и Дамиана, Марии Магдалины;
— память некоторых католических святых (Ансельм Кентерберийский, Игнатий Лойола, кардинал Кайетан (XVI в.), кардинал Белармий (XVI в.) и др.);
— праздник сердца Девы Марии.
Эти 4 категории праздников заполняют 188 дней, то есть полгода. Остальные дни оставлены пустыми, чтобы национальные церуви могли их заполнить праздниками своих святых или вычеркнутых из общего календаря римских святых.
Приложения.
Персоналии католических богословов и философов (XX век)
Морис Блондель (1861 - 1949). Основной предмет антропология, человек в его совершенствовании и познании смысла бытия. Наука не может удовлетворить человека, т.к. нас окружает непознаваемое. Философия не может решить те онтологические вопросы которые ставит (философ вращается среди загадок), ставит перед гипотезой сверхъестественного, но доказать ее не может. Человек сам определяется в отношении этой гипотезы.
“Знание открывает нам в конце концов лишь тайну, которой мы окружены. Лишь практика жизни позволяет нам проникнуть в эту тайну. В ней мы вращаемся, в ней пребываем, с ней отождествляемся”.
Философия должна интересоваться проблемой конечной судьбы человека, иначе ей вообще недостойно заниматься. Ответ на поставленный философией вопрос, человек находит ответ в своем действии — деятельность специфически человеческая, прежде всего духовную и интеллектуальную жизнь, а потом все поведение человека. Ломка этого действия ведет человека к религиозным выводам. Жизнь человека активная метафизика. Противник противопоставления духовного и материального — видит в этом порочность философских систем. Ни материя, ни дух не является самодовлеющими, они взаимосвязанны. Утверждает, что философия не зависит от богословия в конце концов подводит к выводу, что главное решение которого усиленно добивается разум, может быть дано только религией.
Современник модернистских споров в католической традиции. Выступил против модернизма.
“История и догмат” (1904). Выступает против чрезмерной критики Св. Писания. Главный авторитет для оценки Св. Писания — верующее общество и его живое Предание (не просто передача связанных с верой вещей и понятий, но коллективный религиозный опыт —> Евангелие вне Церкви не может существовать).
Тейяр де Шарден (1881 - 1955). Католический священник, иезуит, крупнейший палеонтолог XX века. Француз. Много лет жил в Китае. Попытка выстроить целостное христианское мировоззрение с учетом данных современной науки. Эволюция — всеобъемлющий процесс становления мира направленный Богом. Биологическая эволюция — лишь частный случай этого процесса. В эволюции видит феномен: 1) Преджизнь; 2) Жизнь; 3) Мысль; 4) Сверхжизнь.
Земля, будучи образована носит в себе все будущие явления. И жизнь, и мысль уже предсуществуют в неорганизованной природе, чтобы в определенное время вылупиться из нее как из яйца. Главная энергия эволюции — любовь, ее вершина — человек (который “есть ни что иное, как эволюция сознающая самого себя). Тайна появления человека кроется не в случайных физических факторах, а в основоположном факте духовности мира. Но индивидуальная человеческая мысль — еще не вершина эволюции.
Следующая ступень эволюции — коллективное единство сознаний. Весь путь эволюции определяется конечной сверхъестественной целью этого процесса точкой w (духовным центром), куда направляется стрела эволюции. Христос и единство всего во Христе — таково это направление. В точке wпроизойдет окончательная встреча одухотворенной материи со Христом; тогда Бог будет всяческое во всех.
Искупление понимает не юридически, а органически (как силу, дарующую вечную жизнь). При современном состоянии знания любовь становится важнейшим фактором психики человека. Человек верит в конечную цель ( ), в то, что результаты его трудов и страданий войдут в итоговое общее дело.
Эволюционная картина мира делает более полным наше реальное восприятие не только мира, но и Бога. Для него вера в Бога тесно связана с верой в будущее мира. Почитать Бога — значит отдаваться душой и телом творческому акту, соединяясь с Богом в деле творения мира. Отдаваться этому общению не значит “служить двум Господам”.
Его концепция мира полна конечного оптимизма, т.к. зло для него — побочный продукт эволюционного процесса. (Социальные конфликты имеющие место в жизни общества, — это возможности перехода общей организации сознания на высшую ступень, предвестник преобразований).
За свои взгляды критиковался.
После публикации в 1957 г. его труды были изъяты из библиотек духовных школ, и в 1962 г. было опубликовано особое официальное предупреждение против содержащихся в этих трудах как противоречащих католической доктрине.
В вину ставится:
1) сциентизм (преувеличение роли науки).
2) гностическая интерпритация Откровения.
3) сведение трансцендентального на степень доступного научному познанию.
Критики Шардена утверждают, что у него научная истина отождествляется с истиной вообще, стирается грань между естественным и сверхъестественным и даже между добром и злом, т.к. святость и грех для него разные стадии эволюции.
Грех как бы выпадает из его концепции —> нет места и крестного искушения (Иисус Христос — не Богочеловек, пришедший к людям с благой вестью и привлекающий людей Своей бесконечной святостью, а не формула, стимул всего эволюционного прогресса. Личный Бог уходит на периферию. Преображение. подменяется эволюцией. Вместо Воскресения плоти и Страшного Суда Шарден предлагает идентификацию духа и материи как завершение эволюции. Вместо вечного единения личности в любви с Богом, он обещает слияние индивидуального сознания со всеобщим сознанием сверхчеловечества.
Имеется тенденция и к историческому релятивизму, ставящему истину, даже истину Откровения, от духа времени. Нельзя ожидать, чтобы люди эпохи инж. и тех. прогресса могли верить в то, что было предметом веры в течении 2000 лет существования христианства.
Оппозиция — протоиерей В. Зеньковский:
1) размыта идея творения мира из ничего.
2) нет прямого участия Бога в происхождении человека (а только опосредованное, через направление эволюции.
Основная книга Шардена — “Феномен человека”.
Жан Маритен (18882 - 1971) Виднейший представитель неотомизма XX века.
Родился в Париже, в протестантской семье. Образование получил в Сарбонне, протестантское. 1906 году перешел в католичество (искание церковности, поиск и интеллектуальный).
К неотомизму перешел не сразу. Сначала следовал философии интуитивизма Бергсона. Читал лекции в католическом институте в Париже. Затем профессор Пристонского университета в США. После войны был послом Франции в Ватикане. По воззрениям близок к Бердяеву, с которым был знаком.
Подвергнул критике философию Бергсона. Написал “Историю философии”; считал что двигателем развития философии является религия. Вершина философии — Фома Аквинат (Выступает против термина “неотомизм”, считая, что есть только томизм, в разное время блистает. различными гранями).
Антисхоластическая философия нового времени представляется ему вырождением философии.
Себя называет представителем “критического реализма”. Предмет науки — не вся реальность; исходный пункт — не разум человека, а разум Божий. Настаивает на синтезе логического и аллегорического, рационального и иррационального. Симпатизировал экзистенциализму. Но после осуждения Ватиканом экзистенциализма, отмежевался от него.
“Интегральный гуманизм” (христианский, который он противопоставляет языческому). Призывает к гуманизации религии, т.к. католицизм своей устремленностью к небу проходит иногда мимо человека и его нужды.
Выступал против фашизма. Сторонник либерально-демократического общества в духе США.
Его труд — “От Бергсона к Фоме Аквинату”.
Габриэль Марсель (1889 - 1976).Француз, католиком стал в сознательном возрасте (ок. 40 лет). Профессор Сарбоны. Представитель католического экзистенциализма. “Индивидуальное бытие обладает значительно большей реальностью, чем бытие общее. Весь мир раскрывается в субьекте. Высшая истина, не нуждающаяся в доказательстве — “я есть”. Мир, оторванный от субъекта, становится предметом рационального научного мышления, которое дегуманизирует человека, заменяя личное безликим ... В сфере существования (экзистенции) теряет значение “различие того, что во мне и передо мною, исчезает различие между субъектом и объектом. Если предмет науки безличное “оно”, то экзистенциальный объект — это живое “ты”. Восприятие этого объекта является влечение к нему. Рациональные отношения сменяются эмоционально—этическими. Любовь, а не разум является средством постижения существования. Истинное бытие имманентно только любящей мысли, а не суждению. На этой основе он строит “философскую надежду”, противоположность позитивистким концепциям “философии писимизма”.
распространение демократических идеалов ведет к обезличенности (демократия — царство обезличенного человека, “утратившего чувство интимной реальноси своего существования”).
Считал неприемлемым никакое научное обоснование религии (противоречие неотомизму; когда в 1950 году экзистенциализм был осужден, Марсель перестал называться себя экзистенциалистом стал называться “неосократиком”.
Анри де Любак (1896 — ...).Француз, иезуит. Философию изучал в Англии и Франции.
1929 — стал профессором Основного богословия на богословском факультете Лионского университета.
1942 — 44 — находился в заключении в нацистком лагере.
Специалист по средневековой патрологической экзегетике и будизму. Друг и почитатель де Шардена; много о нем писал и не избежал его влияния.
Переведенные книги : “католицим” (предостерегает от преувеличения ... момента в учении Церкви, а выступает с критикой средневековых схоластических воззрений о воздействии таинств)
“О Богознании”. “Моим друзьям верующим и тем, которые думают, что они неверующие” (выводит веру из подсознания в сознании). Был богословским экспертом на II Ватиканском соборе. По его инициативе начала издаваться в 1941 году серия древних авторов “Христианские источники”.
Карл Ранэр (1904 — ...).Немец. Антрополог. С 18 лет в Обществе Иисуса (иезуит). Философию изучал в Голландии у Хайдегера. Жил в Австрии, был профессором теологии в Мюнхенском университете.
Труды — “Записки по богословию” и “Лексикон по богословию и Церкви.
Богословие. — Отход от схоластических форм мышления, их переосмысления. Подчеркивает единство двух аспектов богословия: теоцентризма и антропоцентризма. Для него начало и конец анропологии является антропология. Христос является онтологическим центром человеческой жизни. Взаимозависимость двух планов христианского мировосприятия — вертикальная и горизонтальная — обращенность человека к Богу и миру. горизонтальным планом нисколько не уменьшается вертикальный. В том и другом случае присутствует Бог Своей благодатью. Заботами и нуждами современного мира Церковь должна заниматься не абстрактно, а конкретно — обращенность Церкви к миру присуща ей.
“Анонимное христианство” — возможность неосознанной веры у людей неверующих и о причастности их благодати Божией. Ратовал за интенсификацию экуменических контактов, за коллегиальность в жизни РКЦ (сама идея созыва II Ватиканского собора).
выступал за свободное обсуждение проблем жизни РКЦ, за что критикуется Ватиканом.
Ив Конгар (1904 — ...).Доминиканец. Образование получил в Высшей Доминиканской школе во Франции. Там он был профессором Основного богословия и экклизиологии. Имел широкие контакты с о.Сергием Булгаковым, Бердяевым, протестантами. Изучал и знал русский язык.
Крупнейший представитель “Нового богословия”. Считал, что долг богословов отвечать на современные проблемы, вопросы времени.
Ратовал за активность мирян (И.Н. Афанасьев). Разрабатывал католическую доктрину экуменизма. (“900 лет ... Заметки о восточной схизме” и др.)
1) Отвергает протестансткую доктрину экуменизма (не одна из конфессий не является непогрешимой и хранительницей полноты истины — реальной возможности не допускает (для него единственной хранительницей истины является РКЦ).
2) При этом признает, что ... католичества после 1054 года сильно затруднила дело воссоединения: там утвердился централизации в таких формах, которые были неизвестны в древности.
3) Считал, что католическое богословие замкнулось в схоластике и приобрело однобокую полемическую направленность.
4) Допускает вне РКЦ наличие “некоторых элементов церковности”. православные Поместные Церкви в каком-то смысле могут быть названы Церквями, но не составляют Церкви в прямом смысле слова.
5) Само “соединение Церквей” могло быть допущено только при правильном его понимании. Правильно было бы говорить об интеграции отдельных церквей.
Начал издание серии трудов современных католических богословов по вопросам экклезиологии (1-й том его собственная книга “Разъединенные христиане”).
Ганс Урс фон Балтасар (1905 — ...). Швейцарский католический богослов и философ. Патрологические работы — “Величие” (богословие эстетики); “Жена Слова” (по вопросам экклезиологии); “Космическая Литургия” (исследование трудов преподобного Максима Исповедника).
кардинал Йозеф Ратцингер (р. 1927).Немец. Возглавляет Конгрегацию по вопросам вероучения. Специалист по экклесиологии. Готовит папские энциклики. Католический традиционалист. В богословии отходит от решений II Ватиканского собора.
Ганс Кюнг (р. 1928). Немец. Учился в Папском Григорианском университете в Риме. Самое известное и скандальное его произведение — “Церковь” (несколько редакций). В этом сочинении выступает против многих традиций РКЦ, в том числе и экклезиологию (именует ее иерархиологией).
Развивал идею II Ватиканского собора о том, что “единая, святая и апостольская Церковь находится в РКЦ” ( а не “является РКЦ” — добавляет Кюнг; нет полного слияния Вселенской Церкви и РКЦ). Придает особое значение харизматической церковности. Критика юридизма и клерикализма. Констатирует огромное удаление РКЦ от первоначальной Церкви.
Критика соборности (“Церковь — это порядок в свободе”, почти по Хомякову). Высказывает ряд положений к умалению не только церковных институтов, но и роли церковности вообще. “Церковь — вещь преходящая, ее нельзя отождествить с Царством Божиим. Сравнение с Телом Христовым не выражает ее существа. Она не может рассматриваться как продолжение Воплощения. Выступал против непогрешимости Церкви, апостольского приемства (считал это служение исключительным и потому без приемства). Авторитет папы не зиждется на приемстве, и неважно, может ли нынешний папа доказать законности своей родословной. Важно чтобы папа смог доказать свое приемство апостолу Петру по духу. Папа должен отказаться от своей автократии и избираться собором епископов, а не только кардиналов.
Основная работа — “Непогрешимый”.
Сомневается в существовании такого органа, о котором можно с уверенностью сказать, что он всегда изрекает истину. Он предпочитает говорить о неоскудеваемости и нерушимости Церкви (ошибки учительства РКЦ были многочисленными и часто серьезными).
Из-за его взглядов сначала от него отмеживались епископы Германии, Италии; потом Вероучительная конгрегация вызвала его в Рим. В результате был лешен лицензии не учить от лица Рима.
Тюбингенский университет, где он преподавал, создал для него специальную кафедру.