Конспект лекций по предмету "Социология"


Структура личности

Раскрывая смысл и содержание социологического подхода к анализу личности, особо следует остановиться на её внутренней структуре. Личность обладает совокупностью личностных качеств, свойств, которые и составляют ее структуру. Основными составляющими внутренней структуры личности являются потребности, интересы, ценности, мотивы.
Исходная ступень в анализе личности - это ее потребности. Потребность - это зависимость живого существа от того, что составляет условия его существования, необходимость восполнения отсутствия каких-либо значимых условий, ресурсов, ощущений, эмоций. Первым, кто предложил целостную концепцию потребностей (получившей название иерархической), выявил их роль и значение в жизни человека, был американский антрополог Абрахам Маслоу. Он расположил потребности в иерархическом порядке - от низших биологических до высших духовных:
1) Физиологические и сексуальные потребности - также они нося название витальных (жизненных) потребностей. Их сущность и назначение заключаются в поддержании жизнеспособности организма путем обеспечения его пищей, водой, дыханием, физическими нагрузками и отдыхом, определенными условиями среды существования, а так же в удовлетворении полового рефлекса.
2) Экзистенциальные потребности или потребности в безопасности. Эти потребности направлены не просто на сохранение жизни, но и на поддержание определенного качества, или уровня жизни. Физическая безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насильственных действий, причем не только над телом, но и над личностью. Экономическая безопасность - потребность гарантированной занятости, страхование от несчастного случая и т.п. Результатом наличия этих и других видов безопасности является уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности.
3) Социальные потребности. Эти потребности направлены на привязанность, любовь, общение, участие в коллективных действиях, взаимопонимание, заботу о других и помощь со стороны близких.
4) Потребности в престиже. Социальное взаимодействие обуславливает стремление индивида к оценке его усилий, действий со стороны социального окружения, которая может выражаться в уважении, признании, высокой оценке заслуг, служебном росте.
5) Духовные потребности. Они подразумевают стремление к самореализации, самовыражению через творчество, общественную деятельность, гармоничное развитие собственных способностей.
Чем выше уровень потребности в указанной иерархии, тем значительнее вклад самого человека в формирование этой потребностей. Можно сказать, что потребности движут человеком, но он формирует их содержание. Принимать пищу - это всегда удовлетворять потребность в еде. Но какими различными способами это можно делать! Для гурмана прием пищи может удовлетворять все пять уровней потребностей. Чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования и удовлетворения потребностей, но тем больше позитивных последствий для дальнейшего развития самой личности.
Любая потребность, будучи осознанной, превращается в интерес, то есть интерес - это не что иное, как осознанная (актуализированная для сознания) потребность. Именно интересы задают общую направленность деятельности индивида, его устремленность на решение тех или иных задач. Интересы личности лежат в основе ее отношения к окружающему миру, создают фундамент системы ее ценностей, но, в то же время, сами зависят от ценностных ориентиров личности.
Понятие ценности - одно из фундаментальных понятий гуманитарного и общественного знания. Им широко пользуются философы, политологи, психологи, культурологи, экономисты, историки, правоведы. Каждая из наук вкладывает в это понятие свой, как правило, особый смысл, отражающий те или иные стороны этого сложного социального явления. Социология в первую очередь рассматривает ценности как связующее звено между поведением личности, социальных групп и общества в целом.
Если потребности и интересы составляют побудительную силу человеческой деятельности, то ценности являются идеальными целями этой деятельности. В общем смысле ценность - это то, к чему стоит стремиться. Поэтому ценности выполняют ориентирующую функцию в процессе целеположения индивида, группы или общества в целом. Ценности направляют индивидуальные интересы в общем, приемлемом для общества, русле, что дает возможность избегать значительных конфликтов, оптимизировать деятельность отдельных членов общества.
Синтез ценностей и интересов личности создает мотивы ее деятельности. Мотив - это внутренний, действительный побудитель личности к действию. Довольно часто бывает сложно выяснить действительные мотивы поступков человека, даже ему самому. Мотивы можно подразделить на такие типы:
- по значимости для жизни и развития человека: первичные (витальные) и вторичные (производные от первичных);
- по источнику побуждения: продиктованные извне и личностные;
- по социальной направленности: желаемые, нормативные, запретные.
Ниже приводится предложенная К.К. Платоновым иерархическая структура личности.




Подструктура направленности
убеждения, личностные смыслы, интересы - мировоззрение
социальный уровень личности


Подструктура опыта
умения, навыки, знания, привычки
социально-биологический уровень личности


Подструктура форм отражения
особенности познавательных процессов - памяти, мышления, восприятия, ощущений, внимания
биосоциальный уровень личности


Подструктура конституциональных
свойств
скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения; половые, возрастные особенности - конституциональные качества индивида
биологический уровень личности


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.