Конспект лекций по предмету "Демография"


Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах

В начале изучения темы указываются основные виды источников информации о населении и демографических процессах:
переписи населения; текущий учёт демографических событий; регистры (списки, картотеки) населения; специальные выборочные обследования. Затем рассматривается каждый из этих источников информации в отдельности.
Наиболее подробно излагается материал по переписи населения как наиболее точном источнике информации о населении.
Рассматривается перепись населения в узком смысле слова (как форма статистического наблюдения) и в широком – с позиции демографического исследования.
Определяются основные принципы современной переписи населения.
Приводится краткая история переписей населения в мире. Объясняются цели, с которыми проводились первые переписи (цели налогообложения и военные цели). Раскрываются особенности проведения переписей в разных странах и распространения их по всему миру. Показывается переход переписей с чисто практических позиций на научную платформу.
Далее рассматриваются переписи населения, проводимые в России, СССР и опять – в России.
Отмечается, что история развития переписей населения переплетается с историей развития переписей в мире. Также выделяются особенности развития переписей в России, связанные с её историческим развитием. Объясняются причины появления так называемых похозяйственных, поземельных, подворных и подушных переписей.
Подчёркивается значение и научный характер первой Всероссийской переписи населения 1897года.
Далее в хронологическом порядке перечисляются следующие 8 переписей и кратко излагаются особенности их проведения.
Более подробно представлен материал по последней переписи 2002 года. Отмечаются обстоятельства, способствующие её проведению, а также её особенности.
В отдельном параграфе рассматриваются категории населения: юридическое население, наличное и постоянное. Выделяется категория населения, которая непосредственно учитывается в переписях (наличное население). Показывается балансовая связь между постоянным населения и наличным населением.
Вторым по значимости источником информации представляется текущий учёт демографических событий. Даётся определение текущего учёта. Указываются особенности проведения, цели и задачи текущего учёта. Показывается разделение текущего учёта на виды (учёт естественного движения и учёт миграционного движения). Отмечается, как складывалось историческое развитие этих видов учёта. Представляются органы власти, которые сегодня занимаются учётом естественного и миграционного движений.
Далее рассказывается о регистрах, списках и картотеках населения. Раскрывается юридический характер переписей в отличие от переписей, которые дают представление о наличном населении. Отмечается, что при развитой электронной регистрации можно проводить переписи населения по сокращённой программе.
Также показывается, что при проведении микропереписей могут быть использованы списки и картотеки.
Особое место в лекции отводится специальному выборочному обследованию населения. Объясняется с исторической точки зрения появление названия этого источника информации о населении. Определяются его два вида: статистическое обследование и социологическое исследование. Подчёркивается роль советских учёных в развитии выборочного обследования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.