Охранный пропускной режим - это совокупность организационно-правовых установлений, которыми регламентируется порядок входа (выхода), въезда (выезда) на объект (территорию) и отдельные участки.
Прежде чем приступать к конструированию норм (правил), определяющих охранный пропускной режим, необходимо осуществить ряд аналитических действий.
Первое. Изучить организационную структуру предприятия, места расположения и архитектуру его отдельных элементов и характер деятельности (производства) на них.
Выяснение этих вопросов позволяет решить следующие практические задачи:
выделить объекты и территории предприятия, на которые необходимо организовать охранный пропускной режим;
определить характер контрольно-пропускных пунктов (КПП для пропуска людей и КПП для пропуска транспортных средств и материальных ценностей).
Второе. Провести оценку "суточного объема" и потоков транспортных средств, грузов, материальных ценностей и людей (персонала предприятия и посетителей), пересекающих границы охраняемых объектов и территорий предприятия.
Только на основе оценки реального состояния мест пропуска можно сравнить пропускную способность действующих контрольно-пропускных пунктов и привести их в соответствие с задачами предпринимательства на охраняемых объектах и территориях. Такая оценка позволит: ,
выбрать оптимальный вариант автоматизации и контроля "прохода", "проезда", "проноса" и "провоза" на границах охраняемых объектов и территорий.
Третье. Выделить и на предприятии (по степени важности) категории объектов, территории, транспортных средств и грузов, а также категории лиц, пересекающих установленные границы.
Сделать такое разграничение нужно для того, чтобы разработчик охранного пропускного режима смог решить, в частности, два вопроса:
во-первых, обосновать систему допуска на предприятие, то есть определить общедоступные, закрытые и ограниченного доступа объекты, территории и материальные ценности;
во-вторых, предложить администрации предприятия оптимальный вариант разрешительного порядка пропуска лиц, транспортных средств и грузов на охраняемые объекты.
Четвертое. Разработать организационно-правовую структуру и механизм осуществления охранного пропускного режима на предприятии. Вписать пропускной режим в единую систему охраны предприятия, его конкретных объектов и территорий.
Без юриста-администратора решить эту задач будет непросто. Дело в том, что механизм осуществления пропускного режима основывается на применении "запретов" и "ограничений" в отношении одних субъектов (физических и юридических лиц, пересекающих границы охраняемых объектов и территорий) для обеспечения охранных прав и интересов других (предприятия и его персонала). Такой механизм регулирования правоотношений в сфере предпринимательства должен быть безупречен с позиции требований Конституции (Основного закона) Российской Федерации и действующего законодательства.
Предпринимательство и запреты (ограничения) по своей природе противоречивы и искусство разработчика пропускного режима заключается как раз в том, чтобы найти разумное сочетание запретов (ограничений) и интересов предпринимательской деятельности предприятия. Запреты и ограничения не должны быть препятствием на пути предпринимательства.
В интересах службы и для единого понимания требований контрольно-пропускного режима целесообразно использовать следующие понятия:
"заявка на пропуск" - документ установленной формы, подписанный компетентным должностным лицом предприятия, дающий право на пересечение границы охраняемого объекта лицам, транспортным средствам и материальным ценностям;
"клиент" - лицо, находящееся в соответствующих правоотношениях с охраняемым предприятием (объектом) и имеющее с ним прямые связи;
"посетитель" - любое лицо, не находящееся в правоотношениях с охраняемым предприятием (объектом) и не имеющее с ним прямых связей.
Ответственные работники налоговой службы, органов внутренних дел, следственных органов, прокуратуры, государственной безопасности, судебных органов, арбитража, административных инспекций, не могут быть отнесены к категории посетителей. Данная категория лиц на законных основаниях вправе посещать охраняемые предприятия по служебным удостоверениям, подтверждающим их правовой статус (принадлежность к государственным органам);
"документ, удостоверяющий личность гражданина" - документ, содержащий обязательно: фамилию, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения, гражданство, место жительства, дату выдачи документа, наименование государственного органа, выдавшего документ, подпись соответствующего должностного лица, заверенную гербовой печатью.
Личность гражданина РФ удостоверяют: паспорт гражданина СССР (РФ), дипломатический паспорт СССР (РФ), служебный паспорт СССР (РФ), общегражданский заграничный паспорт СССР (РФ), паспорт моряка СССР (РФ), документы, удостоверяющие личность военнослужащих, так, например, как удостоверение личности офицера Вооруженных Сил СССР (РФ), военный билет военнослужащего Вооруженных Сил СССР (РФ) и другие.
Личность иностранного гражданина на территории РФ удостоверяют: национальный заграничный паспорт соответствующей страны (для временно пребывающих в РФ), а также документы, выданные иностранным гражданам государственными органами РФ, например: дипломатическая, служебная, консульская карточки, удостоверение (карточки аккредитации) постоянного (временного) иностранного корреспондента, "Вид на жительство для иностранца" (для постоянно проживающих в РФ) и т.п.
Личность лица без гражданства на территории РФ удостоверяет "Вид на жительство для лица без гражданства".
Личность политиммигранта на территории РФ удостоверяет "Вид на жительство для иностранца с отметкой "политиммигрант" типографской формы внутри документа.
Виды жительства выдаются службой виз и регистрации МВД РФ (УВИР-ОВИР) по месту, разрешенному для проживания названной категории лиц.
"документы , удостоверяющие представителя фирмы" (коммерческой структуры) - документ, удостоверяющий личность гражданина плюс доверенность фирмы по установленной законом форме;
"охраняемый объект" - находящиеся под охраной граждане, должностные лица (руководители предприятий и т. п. ), здания, сооружения, коммуникации, территории, транспортные средства, информация, материальные ценности, денежные средства, драгоценности, ценные бумаги;
"закрытая территория" - недоступный для посетителей участок предприятия, местности, здания, сооружения, коммуникаций и т.п., который в силу своей значимости контролируется постом охраны в режиме "закрытый вход". Границы закрытой территории оформляются специальными обозначениями;
"территория ограниченного доступа" - участок предприятия (местности, здания, сооружения, коммуникации и т. п.), который в силу своей значимости контролируется постом охраны в режиме "вход по пропускам";
"пропуск" - документ на право пересечения границы охраняемого объекта, закрытой территории, территории ограниченного доступа;
"закрытое транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, полностью закрытое со всех сторон и имеющее преграду для проникновения во внутрь;
"материальные ценности" - вещи, предметы, продукция различных производств, получившие стоимостное значении в установленном законом порядке, взятые на официальный учет, хранение и владение, пользование и распоряжение которыми осуществляется ответственными лицами в соответствии действующим законодательством;
"факты, подлежащие немедленному докладу" - случаи, явления и события, могущие повлечь за собой нежелательные, опасные последствия для охраняемого объекта;
"уполномоченному по службе контрольно-пропускного режима" - официальное лицо предприятия, которому предоставлено право принимать решения в сфере пропускного режима;
"дежурный по контрольно-пропускному пункту" (КПП) - должностное лицо службы охраны, осуществляющее в установленном порядке пропуск лиц, транспортных средств и грузов через границу охраняемого поста;