Конспект лекций по предмету "Социология"


Становление социологической мысли в США

С момента своего возникновения социальная мысль США развивалась автономно от европейских традиций, что обусловило значительное своеобразие североамериканских школ социологии. Кроме того, в США довольно интенсивно происходил процесс превращения социологии в самостоятельную дисциплину, признаваемую в научном сообществе. Если среди европейских основателей социологии лишь немногие - Зиммель, Вебер, Дюркгейм - работали в университетской системе, то в США социология с самого начала имела непосредственное отношение к университетам, то есть была академической наукой. Не удивительно, что первая в мире кафедра социологии и социологический факультет были открыты в 1892 году именно в США, в университете города Чикаго. К 1901 году в США курс социологии уже преподавался в 169 университетах и колледжах. Такое положение вещей обусловило не только бурное развитие теоретической социологии, но и интенсивные практические исследования, что наложило отпечаток на всю североамериканскую социологию, которая с самого начала складывалась как эмпирическая наука, ориентированная на прикладные исследования.
Среди основоположников североамериканской социологии особо выделяются несколько имен. Во-первых следует назвать Лестера Уорда (1841-1913), который полагал, что в ходе космо-, био- и антропогенеза (от греч. genesis - происхождение) формируются условия для перехода на новую ступень эволюционного развития - социогенную. В результате возникает новый вид реальности - социальная реальность, главная особенность которой состоит в наличии целенаправленности социальных процессов, то есть их осмысленности. Осмысленная целенаправленность может быть как индивидуальной, так и коллективной, причем во втором случае такое целеполагание является прерогативой государства (политической системы данного общества). В попытке увязать между собой представления о социальных процессах и структурах, Уорд стремился дать этим понятиям психологическую интерпретацию, уделяя особое внимание таким явлениям, как чувство, эмоция, желание и т.д., которые являются единственными реальными мотивами человеческой деятельности, которая, в свою очередь, превращаясь во взаимодействие, и порождает социальные структуры, превращаясь в социальные процессы.
Особое внимание к интересам как основе социального взаимодействия характерно и для взглядов Албиона Смолла (1854-1926). По его мнению, в рамках социологии понятие "интерес" должно сыграть ту же роль, что и понятие "атом" в физике. Социальный процесс представляет из себя все большее переплетение интересов индивидов и групп, обуславливая переход конфликта в согласие. В дальнейшем Смолл растолковывал интересы как регулирующие поведение оценки. Соответственно социальный процесс при таком понимании интереса понимался уже как процесс образования оценок, поиска средств их изменения, реализации. По мнению Смолла, любое социальное явление есть результат взаимодействия трех факторов - природы, индивидов и социальных институтов. При этом интересы (или оценки), групповая структура и социальный процесс образуют единое целое.
Франклин Гиддингс (1855-1931) стремился к созданию всеохватывающей социологической теории, в основу которой он положил принцип "сознания рода", который также получил название "социальный разум". Под этим принципом его автор понимал некое чувство тождества, испытываемое индивидами друг к другу в рамках определенного социального объединения. По мнению Гиддингса, общество является двойственным по своей природе, так как является результатом не только сознательной деятельности, но и естественного эволюционного процесса. Так, динамика социальных групп - это постоянное взаимодействие двух типов сил: социализующих и социальных. К первым относятся внешние "объективные" условия, порождающие группу, способствующие организации, как то климат, почва, стремления индивидов. Ко вторым относятся влияния группы, которые направляют индивидов в направлении общегрупповых целей, например, нормы, общественное мнение, законы.
По степени развитости "сознания рода" Гиддингс выделяет четыре социальных класса:
- "социальный", который составляют люди, активно защищающие существующий социальный строй;
- "несоциальный", состоящий из тех, кто равнодушен к делам общества;
- "псевдосоциальный", главная черта представителей которого состоит в стремлении жить за счет общества;
- "антисоциальный", состоящий из активных противников данного социального устройства.
(Попытайтесь обрисовать указанные социальные типы, определить их позитивный и негативный вклад в динамику социальных процессов).
Своеобразной аналогией спенсеровскому социологическому натурализму (подробнее смотри здесь) выступают взгляды Уильямя Самнера (1840-1910), который приписывает социальной эволюции неуклонный характер, а основную роль в этом процессе играют естественный отбор и борьба за существование. Исходя из этой основной посылки, Самнер считал, что социальное неравенство является естественным и необходимым условием развития цивилизации. Общество есть результат творческого процесса, в котором контроль над окружающей средой достигается в результате изучения и изменения общих ценностей. Самнера в большей степени интересовало не то, как люди относятся друг к другу, а то, что они делают. Индивид отождествляется с группой в процессе участия в ее деятельности и принятия ее норм.
Самнер ввел понятия in-group ("мы-группа") и out-group ("они-группа"). В рамках мы-группы преобладает солидарность; по отношению к они-группам преобладает враждебность, по крайней мере настороженность. Стремление приписывать позитивные качества своей группе и преувеличивать недостатки других групп без объективных для того причин получило название "ингрупповой фаворитизм". Среди основных мотивов человеческой индивидуальной и групповой деятельности Самнер называл голод, сексуальную потребность, честолюбие и страх. На основе этих мотивов формируются обычаи, нормы, законы, готовность следовать которым (конформизм) лежит в основе социальной организации.
Решающую роль личности в социальных процессах отстаивал Чарльз Кули (1864-1929). Он считал, что признаком истинно социального существа является способность индивида выделять себя из группы, сознавать себя в качестве автономного существа, обладающего изолированным Я. Но, в то же время, сознательное действие всегда социально. Кули утверждает, что человеческое Я является функцией следующих факторов:
1. Представление о том, "каким я кажусь другим людям".
2. Представление о том, "как эти другие оценивают свое представление обо мне".
3. Зависящее от первых двух пунктов специфическое чувство, вроде гордости или унижения Я.
Таким образом, человек соотносит свои действия с теми представлениями о собственном Я, которые, как ему представляется, складываются у других людей. То есть другие люди выступают своеобразными зеркалами, в которых индивид "видит" свой собственный образ, в результате чего формируется "зеркальное Я". Поэтому непременным условием формирования и развития самосознания является наличие общения с другими людьми, в котором происходит усвоение их мнений об индивиде. Особое внимание Ч. Кули уделял так называемым первичным группам, в рамках которых индивиды взаимодействуют непосредственно и очень тесно. Примерами таких групп могут выступать семья, соседи, детский игровой коллектив, дружеское объединение. По мнению Кули, первичные группы являются фундаментом социальной организации. Именно в рамках этих групп индивид приобретает нормы и ценности, ориентирующие его на социальную солидарность, на соблюдение моральных обязательств.
Среди представителей прикладной социологии стоит отметить Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915), занимавшегося исследованиями социологии труда и управления. Еще в 90-е годы позапрошлого столетия он осуществил комплексное исследование организации трудовой деятельности на целом ряде предприятий и пришел к выводу, что технические и организационные нововведения, какими бы передовыми они ни казались, сами по себе не могут гарантировать ожидаемого позитивного эффекта. Без учета "человеческого фактора" любое нововведение может не только оказаться неэффективным, но и привести к негативным результатам. Любая попытка повысить нормы выработки встречает не только активное (забастовки, саботаж), но и пассивное сопротивление, которое невозможно объяснить только лишь объективными условиями.
Тейлор описал явление, которое назвал рестрикционизм (англ. restrictionism), что в русском языке можно выразить как "работу с прохладцей", суть которого заключается в сознательном коллективно осуществляемом уменьшении объемов выработки. Тейлор объяснил это механизмом группового давления работников друг на друга и блокирования действия установленных руководством формальных норм с помощью неформальных норм, вырабатываемых трудовым коллективом. Тейлор предложил целый ряд мер, которые могли, по его мнению, значительно увеличить эффективность попыток руководства предприятий повышать производительность труда работников, которые легли в основу первой системы научной организации труда.
Большую роль в сочетании теоретических и эмпирических исследований играла так называемая Чикагская школа, основателями которой считают Роберта Парка (1864-1944) и Эрнста Берджесса (1886-1966). Здесь впервые стали проводиться в жизнь проекты по исследованию и решению реальных социальных проблем, например, интеграция и адаптация эмигрантов, различные формы антисоциального поведения, дезорганизация семьи, подростковая преступность, бродяжничество. Перечисленные проблемы и сегодня являются ключевыми для прикладной социологии. Теоретическая деятельность чикагской школы, таким образом, осуществлялась в тесной связи с практической деятельностью и эмпирическими исследованиями. Не меньшее значение имела и интеграция исследовательских программ в учебный процесс.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.