Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Ответы на вопросы

Конспект лекций по предмету "Социология"


Становление социологии как науки

Когда же возникла собственно социология? В 1839 году Огюст Конт опубликовал 3-й том своей работы "Курс позитивной социологии", в котором впервые употребил термин "социология" и сформулировал задачу изучения общества на научной основе, то есть обозначил объект и методы исследования. Возможность научного исследования общества Конт обосновывал тем, что общество, как и любой другой феномен объективной реальности, поддается наблюдению, фиксации закономерностей и постоянных связей, а значит может быть объектом научного анализа, а не только философского осмысления. Таким образом, Конт приравнивал общество к другим системам взаимосвязанных фактов, изучаемых позитивными науками, оговариваясь при этом, что общество является высшим, наиболее сложно устроенным и функционирующим видом таких систем. Практическим доводом в пользу необходимости специальной науки, изучающей общество, для Конта были социальные реалии современной ему Европы, о которых уже говорилось ранее. Причем Конт не просто констатировал эти реалии, но и выявил их возможную причину - разделение и кооперацию труда в процессе развития общества.
Сами по себе эти явления имели для развития общества ключевое позитивное значение, открыв социальным системам путь интенсивного развития, повышения благосостояния, роста социального многообразия. Но одновременно с тем разделение труда привело и к негативным побочным следствиям - разрушению общественного фундамента. Концентрация богатства, возникновение эксплуатации человека человеком, однобокая специализация, часто уродующая личность и получившая наибольшее распространение в условиях капиталистического общества - все эти явления привели к возникновению и колоссальному росту неравенства между людьми и, как следствие, нарастанию все более глубокой разобщенности. Социальные чувства, которые ранее объединяли всех членов общества в единое целое, теперь могут возникать только между членами отдельных групп, например, представителей определенной профессии или сферы деятельности. В результате возникают своеобразные корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которая вполне допускает решение корпоративных задач за счет интересов других групп, всего общества. Таким образом, возникает межкорпоративная враждебность, которая разрушает социальное единство.
Как инструмент восстановления прежней социальной солидарности Конт и предложил социологию - науку, изучающую общественные явления. В соответствии со своими представлениями о развитии О. Конт подразделяет социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика призвана изучать условия и закономерности существования общественных систем. В рамках этого раздела социологии Конт предполагал изучать основные общественные образования, или институты (в социологическом смысле этого слова; подробнее о социальных институтах см. в подразделе Социальные институты), с точки зрения их социальных функций. В разделе социальной динамики Конт развивал теорию направленных социальных изменений, среди которых особую роль придавал духовному, умственному развитию человека, которое и должно обусловить социальный прогресс.
Одним из ярких представителей натуралистического направления в социологии, без сомнения, является англичанин Герберт Спенсер (1820-1903), считавший себя последователем О. Конта. Наиболее емко его подход к решению теоретических проблем социального знания выражен в таком утверждении: "Невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии" (Спенсер Г. Социология как предмет изучения. - СПб., 1996. - С.327). Таким образом, Спенсер переносит в социальное знание сформулированные в ХIХ столетии основные законы биологического развития, поэтому наиболее характерными чертами его социологической концепции являлись эволюционизм и органицизм. Спенсер утверждал, что общество правомочно уподобить сложно организованной биологической системе, только кирпичиками этой системы являются не клетки - первоэлементы биологических систем (открытые в 1838 г. немецкими учеными Шлейденом и Шванном), а индивиды, создающие общественные системы. Исходя из такой аналогии, Спенсер и обосновывал правомочность использования законов биологической эволюции при изучении общественных систем.
В своей ключевой работе "Основания социологии" Г. Спенсер приводит ряд аналогий (сходных моментов) между общественными и биологическими организмами. Но для Спенсера это не только аналогии, но фундаментальные принципы органического существования, отличающие его от неорганического, материального существования:
1. Организм (биологический или социальный) большую часть своего существования растет, или, по крайней мере, стремится к такому росту.
2. По мере роста структура организма усложняется.
3. Прогрессивное развитие структуры организма сопровождается разделением функций его отдельных элементов при одновременном возрастании их взаимозависимости.
4. В ходе прогрессивного развития системы организма происходит специализация ее элементов.
5. В случае дезорганизации системы отдельные ее элементы могут некоторое время продолжать существовать.
По мнению Спенсера, суть эволюции заключается в интеграции материи, то есть в ее переходе во все более структурированное, организованное состояние, высшим примером которого и является общество. Не меньшее значение в социологической концепции Спенсера имел тезис о том, что процесс развития любой системы идет по пути усложнения структуры этой системы, то есть ее дифференциации. Таким образом, критериями эволюционного процесса для Спенсера являются степень интегрированности и дифференциации системы, будь то организм биологический или социальный. Усложнение системы, постоянное выделение и усложнение подсистем должно сопровождаться соответствующими процессами интеграции (встраивания, объединения). По мере нарастания различий между отдельными элементами системы - будь то специализированные клетки живой материи или профессионально ориентированные индивиды (дифференциация) - возрастает и их взаимозависимость, необходимость скоординированного совместного функционирования, взаимного обмена ресурсами и функциями (интеграция).
В соответствии с этими условиями Спенсер выделил три основные подсистемы общественного организма:
1. Поддерживающая подсистема, обеспечивающая производство необходимых для существования всей системы ресурсов.
2. Распределительная подсистема, определяющая и обуславливающая взаимосвязь между специализированными подсистемами в соответствии с определенными механизмами разделения труда.
3. Регулирующая подсистема, обеспечивающая общую координацию и целостность системы.
Но наряду со множеством аналогий между обществом и биологическим организмом, Спенсер акцентировал внимание на том, что полного уподобления быть не может - аналогия еще не подобие. Главное, по мнению Г. Спенсера, отличие биологической системы от общества состоит в роли их ключевых элементов: в организме существование клетки подчинено целому, в то время как общество существует ради своих элементов. (Насколько однозначен такой тезис? Попробуйте найти аргументы "за" и "против").
Органицизм сыграл в развитии социального знания важную роль, так как в рамках этого направления были выделены многие важнейшие особенности структуры и функционирования социальных систем. Например, выделение социальных институтов как специализированных общественных подсистем, деятельность которых направлена на решение определенного круга общественных задач. Именно Спенсер ввел в язык современной социологии такие ключевые для нее понятия, как структура, функция, система, институт. К тому же он логически увязал их, утверждая, например, что что любое изменение в структуре невозможно без изменения функций ее элементов - институтов.
Анализируя социальные структуры, Спенсер выделил следующие типы социальных институтов:
- политические;
- промышленные (экономические);
- профессиональные;
- церковные;
- родства;
- образования;
Подобно Дарвину в биологии, Спенсер привнес в социологию кроме эволюционного подхода и органицистского понимания общества и принцип естественного отбора, в соответствии с которым в результате конкурентной борьбы преуспевают наиболее приспособленные. Так, увеличение населения стимулирует все большую активность индивидов, в первую очередь изобретательность и предприимчивость. Наименее развитые группы, ре приспособившиеся к этим требованиям, отмирают, поэтому общий уровень развития и интеллекта должен возрастать, в чем, по мнению Спенсера, и состоит социальный прогресс. Но этот механизм социальной эволюции разрушается, если происходит вмешательство государства, каковым, например, является помощь необеспеченным слоям, нетрудоспособным, лишенным опеки. (Насколько допустим, на Ваш взгляд, такой прямой перенос принципов биологического естественного отбора в социальный мир?).
Теоретические разработки Г. Спенсера можно с полным основанием считать фундаментом, на котором позже возникло такое влиятельное в рамках современной социологии направление, как структурный функционализм. Кроме того, Спенсер заслуженно считается основоположником системного подхода в социологии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.