Сравнение – более ранний и распространенный способ анализа. Существуют несколько форм сравнения:
сравнение с планом;
сравнение с прошлым;
сравнение с лучшим (этапом);
сравнение со средними значениями.
Сравнение с планом. Непременным условием такого сравнения является сопоставимость, одинаковость по содержанию по содержанию плановых и отчетных показателей, то есть одинаковым должен быть состав и методика расчета анализируемого показателя:
цены, если анализируются стоимостные показатели;
структура выпуска продукции и ее реализации, если анализируется стоимость продукции.
Выявленные в результате сравнения отчетных показателей с плановыми (базисными) отклонения являются объектами дальнейшего анализа, следовательно, возникает задача обеспечения сопоставимости плановых и отчетных показателей.
Сравнение с прошлым. Заключается в сопоставлении экономических показателей текущего дня, месяца, квартала, года с аналогичным предшествующим периодом. Главная трудность сопоставления с прошлым – это соблюдение условий сопоставимости сравнения с прошлым периодом; требует пересчета объемных показателей в цены базисного периода и использования одинакового набора показателей.
Сравнение с лучшим. Здесь за базу сравнения принимаются лучшие, эталонные, рекордные значения показателей.
Сравнение со средним значением. В данном случае за базу сравнения принимаются значения показателей средние для данной отрасли, группы однотипных предприятий.