Конспект лекций по предмету "Философия"


Добро, по мнению Соловьева, коренится в трех свойствах челове­ческой натуры: чувстве стыда, жалости и благоговения.

Чувство стыда должно напоминать человеку о его высоком достоинстве. Оно выражает отношение человека к творению низшему в сравнении с ним. Это чувство — специфически человеческое, его полностью лишены самые высокоорганизованные животные. Второе нравственное начало че­ловеческой природы — чувство жалости заключает в себе, по Соловьеву, источник отношений к себе подобным, то есть к людям. Зачатки этого чув­ства есть и у животных. Поэтому Соловьев говорит: «Если человек бес­стыдный представляет собою возвращение к скотскому состоянию, то че­ловек безжалостный ниже животного уровня». И наконец, третье — чув­ство благоговения — выражает отношение человека к высшему началу. Это чувство преклонения перед высшим составляет основу любой религии. Развивая положения своей нравственной философии, Соловьев указывает на три основных принципа, базирующихся на рассмотрен­ных первичных элементах добра и нравственности: принципы аске­тизма, альтруизма и религиозности. Считая основой аскетизма чувство стыда «за излишнюю актив­ность низшей природы», Соловьев утверждал: «Аскетизм возводит в принцип все то, что способствует победе духовного над чувственным. Основное требование аскетизма сводится к следующему: подчи­няй плоть духу, насколько это нужно для его достоинства и независи­мости. Напротив, недостойно человека быть закабаленным слугой материи, рабом своей материальной природы». Однако аскетизм не может быть самоцелью. Ведь человек способен подчинить себе свою природу не только для добрых, но и для злых целей. Самодовлеющий аскетизм ведет к гордыне и лицемерию.
Принцип аскетизма имеет нравственное значение лишь тогда, ко­гда он соединен с принципом альтруизма, основа которого — чувство жалости, связывающее человека со всем живым миром. Согласно Соловьеву, когда человек жалеет другого человека или животное, он не отождествляет себя с ним, а видит в нем существо, подобное себе, же­лающее жить, и признает за ним это право так же, как и за собой. От­сюда и вытекает требование, известное как золотое правило нравст­венности: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Это общее правило альтруизма Соловьев расчленяет на два частных правила: 1) не делай другому ничего такого, чего не хочешь себе от других; 2) делай другому все то, что сам хотел бы от других. Первое правило Соловьев называет правилом справедливости, второе — милосердия, и они нераздельны. Вместе с тем нравственные правила справедливости и милосер­дия, хотя и включают в себя всю область взаимоотношений живых существ, но не покрывают всего многообразия отношений даже меж­ду людьми. Поэтому необходим религиозный принцип, базирующий­ся на благоговении и вере: «Сознательно и разумно делать добро я могу только тогда, когда верю в добро, в его объективное, самостоя­тельное значение в мире, то есть, другими словами, верю в нравст­венный порядок, в Провидение, в Бога. Эта вера... составляет то, что называется естественной религией». Соловьев считал, что «доброде­тельный человек есть человек, каким он должен быть. Другими сло­вами, добродетель есть нормальное или должное отношение человека ко всему».
Этическая система Соловьева и сегодня имеет непреходящее зна­чение — это единственная в русской философии законченная концеп­ция христианской нравственности, пронизанная верой в неистреби­мость пребывающего в человеке добра.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.