Вы знаете, вопрос не праздный. Пьяницы, они ведь поэты. Они говорят: «Мы хмелеем, мы пьянеем». Слова-то какие придумали. Но мы-то трезвые люди видим: человек от алкоголя самым натуральным образом дуреет. Дуреет.
Пришёл нормальный человек, стакан заглотил, окосел. Второй заглотил — тут он уже поднялся. Третий заглотил стакан — тут уж не знаем: то ли с вилкой набросится, то ли спать упадёт. Что происходит? Почему человек от алкоголя дуреет?
Я когда был совсем молодой, только закончил физмат школу, поступил на первый курс университета, нас вечером вдруг собрали всех в красном уголке и перед нами выступал лектор из общества по распространению. Солидный дядя в жёлтых ботинках, в галстуке, у него портфель чем-то набитый. Ровно час он нам читал лекцию: что с чем пить можно, чего нельзя. Что мешается, чем закусывают. Как тосты говорить. В общем, всю культуру потребления этого наркотика нам, семнадцатилетним, он докладывал. К сожалению, многое мы и без него знали. И у нас всё прошло гладко. А в соседнее общежитие пришёл молодой распространитель. И вот он эту лапшу алкогольную вешал-вешал на уши, а один парень, мой земляк с Рубцовки говорит: «Да ладно, вы лучше на пальцах объясните, почему человек с алкоголя дуреет?» А он так оскорбился: «Ну что вы! Ну зачем же так грубо: дуреет. Ну конечно если он некультурно напьётся да неумеренно… А я вообще-то и не знаю. Но знаете, у меня есть предположение: у человека в голове, наверное, есть какая-то дурость. Он алкоголя напьётся, дурость выходит, он дуреет. А проспится — умней становится: дурость-то с него вышла». Ну похохотали мы над его наивностью, а что ж происходит на самом деле?
Никакой дурости в голове у человека нет. Всё происходит банально просто. Человек в силу невежества, заливает в себя пиво, вино или водку, неважно. Спирт всасывается в кровь, повреждает, склеивает эритроциты, эти склейки с кровотоком идут в мозг, закупоривают клетки мозга, клетки мозга начинают кислородно голодать, клетки мозга начинают в массовом порядке погибать, нормальная работа коры головного мозга нарушается, и человек поэтому дуреет. Причем процесс одурения у разных людей протекает по разному. У одних в первую очередь разрушается затылочная часть мозга, вестибулярный аппарат. Их вот так болтает при ходьбе. У вторых разрушается нравственный центр, про этих говорят, это он пьяный сделал, трезвый бы ни-ни. Так всё правильно. Человек под действием алкоголя становится сумасшедшим, у него клетки контролирующие поведение убиваются алкоголем. У третьих разрушается память. Медицина знает тысячи случаев, когда наутро пьяница не мог вспомнить, где был, с кем был, чего делал. У него там вместо этих клеток, которые должны были запомнить вчерашний день, рубец в палец толщиной.
Владимир Высоцкий, который в 42 года погиб от алкогольно-табачных наркотических отравлений, он эту проблему на себе знал лучше наверное всех нас вместе взятых. И в одной из своих ранних песен написал: «Ах, где был я вчера? Не найду днём с огнём. Только помню, что стенки с обоями». Все клеточки за вчерашний день водкой убил, единственные две остались живы, запомнили: стенки-то были с обоями.