Конспект лекций по предмету "История России"


Церковные писатели и богослужение Поздней Византии

Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, константинопольский монах Ефимий Зигабен, может быть, вы о нем слышали. Кроме экзегетических творений, а Ефимий Зигабен толковал не только Евангелие, но и послания св. ап. Павла, известны еще и его полемические работы. Толкования преп. Ефимия составлены преимущественно на основе древних отцов: свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Феофилакта Болгарского, других экзегетов древности, но они содержат и некоторые его собственные соображения. Например, преп. Ефимий толкует то место Евангелия от Иоанна, которое не истолковано ни у архиеп. Феофилакта Болгарского, ни у Иоанна Златоуста, о жене, взятой в прелюбодеянии (начало 8 главы). Также он объясняет наличие видимых противоречий у евангелистов, например, об отречении Петра евангелисты пишут по-разному. Он пишет, что евангелисты писали не сразу, могли что-то забыть и как люди могли вносить что-то человеческое, допустить какие-то неточности между собой. Его толкования на Евангелие издано, а толкование на Апостол пока еще даже не до конца переведено. Преп. Ефимий Зигавин известен и как полемист. Наиболее известным произведением этого жанра, написанным по просьбе императора Алексея Комнина, является «Догматическая паноплия православной веры». Слово «паноплия» происходит от греческих слов «пан» и «хоплис» и в переводе значит всеоружие, то есть «Догматическое всеоружие православной веры». Это апологетическое произведение, направленно против различных, в том числе и современных Ефимию Зигабену ересей. Это произведение направленно, в том числе, и против латинян, то есть против «филиокве». Но в этом произведении Ефимий не вполне оригинален, он приводит в основном те же соображения, которые высказывались и до него. И собственно ничего нового, как в вопросе «филиокве», так и в вопросах других ересей он не добавляет: он пишет и о богомилах и о других ересях.
Кроме того, известны его полемические апологетические произведения такие как «Спор о вере с сарацинским философом» и «Опровержения нечестивых мессалиан» (мессалиане это богомилы, чувственные материалисты). Эти произведения носят тот же характер, что и «Паноплия».
Кроме преп. Ефимия Зигабена известен полемист конца XIIв. Никита Хониат. Труды Никиты Хониата как полемиста несколько отличаются от работ преп. Ефимия: он в своих трудах более активно привлекает доводы разума, пытается с логической точки зрения оправдать православие и опровергнуть ереси. Среди его произведений известны – «Сокровища православной веры».
Из церковных историков Поздней Византии нельзя не упомянуть Никифора Калиста Ксанфопула писателя XIVв. Он, возможно, был клириком Святой Софии, и поставил своей целью написание Церковной истории от начала основания Церкви до своего времени. До него, конечно, были историки и Евсевий, и Сократ, и Созомен, но он хотел составить сводную историю, акцентируя внимание на важнейших моментах, а все малозначимое опустить. Свою задачу он выполнил на половину, то есть он дошел до начала VIIв., до смерти византийского императора Фоки. Тем не менее, его история высоко оценивается исследователями, написана она живым языком, легко читается и достаточно удачно составлена. Кроме Церковной истории он написал еще Каталоги византийских императоров и патриархов от начала византийской истории до своего времени. Помимо дат их правления, он приводит и краткие комментарии, в которых он характеризует того или иного императора или патриарха. Некоторые историки, однако, отмечают, что его комментарии не подтверждаются другими источниками и, возможно, носят субъективный характер.
Кроме церковных историков можно упомянуть еще писателей аскетического, нравственного направления – к ним относится митрополит Фессалоникийский Евстафий (XIIв.). Основной бедой своего времени он считал необразованность монашества и клириков. В своих сочинениях Солунский владыка критикует монашество своего времени, как он пишет «за сребролюбие и лицемерие». Он приводит в качестве примеров лицемерия, поведение монахов, которые особым образом обрезали себе ногти (так, чтобы текла кровь) или днем надевали на себя вериги, натирая их особенным образом. И все это делалось только для того, чтобы смущать поселян и вымогать у них таким образом (то есть такого рода мнимым подвижничеством) масло, вино и все остальное как бы для монастыря. Насколько можно доверять его произведениям неясно, хотя что-то подобное в истории всегда было.
Кроме Евстафия известен свт Николай Кавасила митрополит Солунский, который написал замечательное произведение «Жизнь во Христе». В этом произведении он на первое место в деле спасения ставил церковные таинства, писал, что основное, с помощью чего человек может соединится со Христом – это церковные Таинства и прежде всего Евхаристия. «Зачем, - пишет он, - уходить куда-то в горы или в пустыню, становиться отшельником: можно уйти в пустыню и не иметь там Христа. Вполне можно оставаться мирским человеком, делать какое-то свое подвижническое дело, даже служить на службе в миру и через Таинства, через умное делание спастись, соединившись со Христом». То есть говорит о пути спасения вполне возможном для мирянина. Такое замечательное произведение, особенно если учесть общее представление как в Византии, так впоследствии и Древней Руси о том, что, не став монахом, человек не может спастись. И в Византии, и на Руси считалось, что уже само по себе пострижение в монашество как бы открывает путь на Небо, и наоборот непострижение в монашество служит значительным препятствием к спасению. Вследствие этого, как вы знаете, открывалось множество монастырей, монашество до крайности размножалось, но при этом не все монахи отвечали монашескому призванию.
Свт. Николай Кавасила, кроме этого, толковал Божественную Литургию, толковал ее символически. Его толкования до сих пор сохранились, переведены на русский язык, недавно изданы, и с ними можно познакомиться (их издал отец Максим Козлов).
Теперь о канонистах того времени. Известны два канониста XIIв. это Феодор Вальсамон Патриарх Антиохийский и монах Иоанн Зонара. Может быть, вы встречали трехтомник в черной обложке «Правила Православной Церкви с толкованиями». Это как раз толкования Феодора Вальсамона и Иоанна Зонары. Характер этих толкований разнообразный. Из жития Феодора Вальсамона известен такой факт, что он должен был стать Константинопольским Патриархом, но по каким-то причинам, возможно, в том числе и каноническим (не захотел переходить с кафедры на кафедру), он остался в Антиохии.
В начале XVв. жил свт. Симеон архиепископ Солунский ( 1429). Возможно, он вам тоже известен, его труды (дореволюционный перевод) были переизданы в 1994г. Его основная книга – «О вере, обрядах и таинствах церковных», в которой он подробно разбирает богословие святых Таинств, как бы продолжает в этом отношении дело, начатое Николаем Кавасилой, тоже Солунским архиепископом. Я, по-моему, не сказал свт. Николай Кавасила ( 1390) жил в XIVв. То есть, по сути, Симеон Солунский был его преемником. В своей книге свт. Симеон также толкует таинства символически. Традиция символического толкования Таинств, которая сейчас распространена в Церкви, в какой-то мере основывается и на трудах владыки Симеона.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.