Основной целью разработки комплекса нормативных документов ГОСТ 34 было разрешение противоречий, возникающих при интеграции систем вследствие несогласованности нормативно-технической документации для АСУ, ОАСУ, АСУП, АСУТП и других организационно-экономических систем. В 80-х годах действовали раздельные комплексы и системы стандартов для систем этих видов.
В этих условиях было решено выработать одну обобщенную понятийную и терминологическую систему, общую схему разработки, общий набор документов и их содержания и определить их как обязательные для всех автоматизированных систем. Таким образом, комплекс стандартов ГОСТ 34 более близок к схемам конкретных методик, чем к стандартам типа ISO 12207.
Степень адаптивности стандарта ГОСТ 34 определяется следующими возможностями: возможностью отказаться от этапа эскизного проектирования и объединять этапы разработки технического проекта и рабочей документации; возможностью отказываться от некоторых стадий разработки, а также объединять большинство документов и их разделов; возможностью вводить дополнительные документы, разделы документов и работы; возможностью динамически создавать частные технические задания, что позволяет достаточно гибко формировать жизненный цикл автоматизированной системы. Стадии и этапы, выполняемые организациями - участниками работ по созданию автоматизированной системы, устанавливаются в договорах и техническом задании, что близко к подходу ISO 12207. Несмотря на достаточно большую гибкость формирования жизненного цикла, предопределенные документами ГОСТ 34 этапы и стадии разработки на практике ориентируют разработчиков на каскадную схему жизненного цикла. Документы ГОСТ 34 определяют единую терминологию и вполне разумно классифицируют работы по созданию автоматизированной системы и документы, разрабатываемые в результате этих работ. Благодаря ГОСТ 34 упрощается интеграция разных систем и повышается качество систем, полученных в результате интеграции. Обеспечение качества согласно ГОСТ 34 определяется в техническом задании на автоматизированную систему и производится на любых последующих этапах и с любой степенью независимости экспертизы. В последовательности этапов разработки эти экспертизы располагаются несколько позже, чем в ISO 12207. Степень обязательности ГОСТ 34: полная обязательность отсутствует, материалы ГОСТ 34, по сути, являются методической поддержкой. Причем эта поддержка в значительной степени ориентирована на заказчика: в стандарте имеется набор требований к содержанию технического задания и проведению испытаний разработанной системы. Ключевым документом взаимодействия сторон является техническое задание (ТЗ) на создание автоматизированной системы. ТЗ является основным исходным документом для создания автоматизированной системы и ее приемки, оно определяет важнейшие точки взаимодействия заказчика и разработчика. ПРИМЕЧАНИЕ Техническое задание разрабатывается организацией-разработчиком (по ГОСТ 34.602-89), но формально техническое задание выдает разработчику заказчик (по РД 50-680-88).
Согласно ГОСТ 34, автоматизированная система состоит из программно-технических, программно-методических комплексов и отдельных компонентов организационного, технического, программного и информационного обеспечения. Документы комплекса ГОСТ 34 определяют автоматизированную систему следующим образом:
"организационно-техническая система, обеспечивающая выработку решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах деятельности (управление, проектирование, производство и т. д.) или их сочетаниях" - РД 50-680-88; "система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций" - ГОСТ 34.003-90. Таким образом, автоматизированная система рассматривается в первую очередь как персонал, принимающий решения и выполняющий другие управляющие действия, поддержанный организационно-техническими средствами.