Конспект лекций по предмету "Социология"


РОБЕРТ МЕРТОН

РОБЕРТ МЕРТОН. Именно в связи с этим обстоятельством американский социолог Р. МЕРТОН г.р. 1910 выступил с инициативой создания так называемой теории среднего уровня ее также называют теорией среднего ранга, призванной связать эмпирические исследования с общей социологической теорией, которую предстоит создать в будущем. Основные положения своего учения Мертон изложил в так называемой Парадигме структурно-функционального анализа. Главными моментами которой являются значение самого понятия функция, формулирование постулатов существования общества как особой системы. Касаясь понятия функция , Мертон отмечает его многозначность. Причем в обществе это понятие наполняется особым содержанием. Сам Мертон описывает пять значений функции как общественное поручение, возложенное на конкретного исполнителя в смысле рода или вида человеческой деятельности в ее математическом смысле зависимость одной переменной от другой как способ связи элементов системы структурных единиц как выражение системных процессов адаптации и интеграции, определенным образом в силу своей объективности отличающихся от субъективно обусловленных интересами, мотивами и т.д. действий. Постулаты существования общества как системы представляют собой исходные, эмпирически неопровергаемые, положения, лежащие в основании структурно-функционального подхода к обществу. Проанализировав многочисленные исследования по этой проблеме, Мертон формулирует три таких постулата. 1. Функциональное единство общества. Иными словами, фундаментальным условием существования общества как системы является согласованность функционирования всех частей. 2. Универсальный функционализм. Этот постулат констатирует функциональную природу всех социальных феноменов процессов, связей, отношений, предметов и т.д 3. Функциональная необходимость. Согласно этому постулату непременным условием социального социальности является способность к функционированию в составе социальной системы. Проще говоря, что не может функционировать, не может быть стать социальным общественным. Однако в таком виде эти постулаты применимы только к относительно простым социальным системам, и в современном сложноорганизованном обществе должны быть скорректированы. В частности, первый постулат предполагает учет последствий функционирования отдельных сегментов социальной системы на разных уровнях, ибо эти последствия могут не совпадать и проблема функционального единства решается уже иным образом. В связи со вторым постулатом применительно к современному сложнодифференцированному обществу Мертон обращает внимание на системные дисфункции - Мертон является автором этого понятия - и тогда соответственно системные элементы обретают при определенных условиях иную, дисфункциональную, природу. В связи с третьим постулататом Мертон вводит понятие функциональных альтернатив функциональных эквивалентов, что все в целом позволяет ему сформулировать основную теорему структурно-функционального анализа точно так же как одно явление может выполнять множество функций в социальной системе, одна функция может выполняться весьма разными явлениями. Вышеназванное разделение Мертоном функций на два вида - дисфункцию и эвфункцию еуфункцию - для понимания функциональных процессов в общественных системах имеет принципиальное значение. Действительно, результат или следствие выполнения функций в обществе может иметь двоякий характер в одном случае оно ведет к сохранению, выживанию системы в более узком смысле - ее адаптации, и тогда имеет место системная эвфункция в другом случае оно ведет к рассогласованию, разрушению системы ее дезадаптации, и тогда имеет место дисфункция. В разных аспектах одна и та же функция может быть эвфункциональной и дисфункциональной, поэтому приходится говорить о необходимости функционального баланса. Рассматривая функции с точки зрения связи намерения и результата следствия , Мертон различает и другие разновидности. В частности, он называет функции, являющиеся следствием намеренных поступков, явными, и функции, являющиеся следствием ненамеренных поступков, латентными. Свой функциональный анализ Мертон обращает к целому ряду феноменов общественной жизни. Дальнейшее развитие школы структурно-функционального анализа связано с учениями структурного функционализма и теории социального действия. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ. Структурный функционализм внес в школу структурно функционального анализа целый ряд существенных дополнений. Социальные системы рассматриваются в плане обеспечения их устойчивости, целостности, а то и другое находят свое выражение в системной структуре, имеющей надындивидуальный, безличностный характер. Заполнение структурных ячеек необходимо сопряжено для индивида с приобретением социального статуса. Это понятие - одно из центральных в теориях структурного функционализма. Оно включает два компонента социальную позицию и социальную роль. Социальная позиция - это место индивида в данной системе общественных отношений. Оно определяется по вертикали и горизонтали. В первом случае имеется в виду системная иерархия, т. е, отношения по принципу руководитель - подчиненный. Во втором случае имеются в виду отношения к другим индивидам, стоящим на одной иерархической ступени, к примеру, отношения по принципу согласие - несогласие, поддержка - отчуждение и т.д. В рамках структурного функ-ционизма оформляется ролевая концепция личности. По отношению к последней социальные системы выступают обобщенно в многообразных формах функциональных императивов требований. В конечном счете эти функциональные императивы продиктованы необходимостью приспособления адаптации социальной системы к окружающей среде, организации межличностного общения, обеспечения социального контроля, управления и снижения напряженности в отношениях между членами того или иного социального объединения. Функциональные императивы оформлены в социальные нормы законы, предписания, инструкции и т.д В связи с этим учение о социальных нормах занимает в теории структурного функционализма исключительно важное место. Нарушение социальных норм рассматривается как отклоняющееся девиантное поведение, которое неизбежно вызывает системные дисфункции, ведущие в конце концов к системной дезинтеграции. Последнее обстоятельство находит свое выражение, в частности, в понятии аномия. Ее источником, по мнению основоположников структурного функционализма, являются конфликты нормативных систем культур. Для современного общества характерно состояние аномии, кризиса, В этих условиях возникают и развиваются конфликтующие субструктуры субкультуры. Такими субкультурами являются, в частности, преступность, ретризм потребление алкоголя, наркотиков и т.д мафия и др.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.