Это регулирование социально-экономических условий жизни общества путем реализации принципов социальной справедливости. В этой политике есть две крайности, между которыми и балансирует распределительная политика государства. Одна - это чрезмерное вмешательство, выравнивание доходов, которое снижает деловую активность и эффективность производства в целом. Другая - это сокращение распределительной роли государства, которая ведет к социальной напряженности, конфликтам и к падению производства и его эффективности.
На социальную политику стран влияют духовные, нравственные, национальные традиции, исторические особенности. Так, очень высокие ставки налогов, взимаемых в Швеции, привели бы экономику США к катастрофе.
Определить оптимальные ставки налогов и выплат очень трудно. В России уравниловка выступала под видом коллективизма, поэтому население, воспитанное в этом духе, отторгает рыночные принципы распределения.
Система социальной защиты означает поддержку не только малообеспеченных, но и наемных работников вообще: ограничивается продолжительность рабочей недели, минимальная ставка зарплаты, минимум отпуска, предусматривается охрана труда.
В странах разрабатываются программы стабилизации доходов, помощи малоимущим. Устанавливаются пенсии потерявшим кормильца, льготы многодетным (бесплатный проезд на транспорте, бесплатное питание в школах). Образование и медицинское обслуживание - бесплатное.
Социальная ориентация экономики предполагает подчинение хозяйства задачам развития личности. Ее необходимость вызвана: задачами гуманизации общественных отношений, предотвращения роста бедности и преступности; необходимостью создания нормальных условий жизни людей, когда уровень экономического развития позволяет сделать это. НТР, двигателем которой является творческий труд, немыслим без удовлетворения разумных потребностей работника.
Экономика России при господстве административно-командной системы в сравнительно спокойный период 1953-1985 гг. могла обеспечить минимально нормальный уровень жизни, но в целом она не давала возможности для раскрытия творческого потенциала личности, а многие разумные потребности не могли быть удовлетворены из-за постоянного дефицита потребительских товаров и услуг, а также выделения средств на развитие социальной сферы «по остаточному принципу».
Тем не менее, административно-командная система имела ряд достижений в социальной области: бесплатные образование и здравоохранение, гарантия рабочего места при практически всеобщей занятости.
Уступая рыночной экономике в эффективности хозяйственной деятельности, насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, административно-командная система опережала рыночную систему в перечисленных социальных моментах.
Поэтому переходная экономика – это желание сочетать социалистическую социальную систему с эффективностью рыночной экономики.
Опыт развитых стран с рыночной экономикой демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической эффективности.
Дорогая» рабочая сила побуждает экономику достигать прироста производства и улучшения качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсо- и трудосберегающих технологий.
В переходной экономике России реализация задач социальной справедливости затруднена довольно скромными размерами общественного продукта, что сдерживает перераспределительные процессы.
Вместе с тем социологические исследования указывают на сдвиг массовых представлений о социальной справедливости от уравнительных к рыночным. Об этом говорит широкое распространение позиции: «Чем лучше платят, тем больше делаю».
Социальная политика — это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, как, впрочем, и другим экономическим системам.
Социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т. е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных слоев.
В условиях переходной экономики происходит резкое увеличение дифференциации доходов населения. Неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.
В этих условиях государство вынуждено (даже вопреки объективной логике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов.
Однако возможности государства в этот период весьма ограничены: во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов; во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям; в-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходной экономике призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, при этом, не подорвав заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.
Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключение правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.