Социальная динамика личности рассматривается в социологии в двух аспектах: с одной стороны, как внешне обусловленный процесс изменения человека в соответствии с навязываемыми ему господствующими в социальном окружении установками, ценностями, нормами, представлениями; с другой - как его собственная, зачастую спонтанная активность, выражающаяся в индивидуальных стратегиях поведения, личностных решениях. Социализация - это процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, способов взаимодействия и деятельности, принятых в данном обществе.
Социализация охватывает все социальные процессы, благодаря которым индивид усваивает определенные знания, нормы, ценности, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного и полноценного члена общества. Ведущим и определяющим началом социализации является целенаправленное воздействие - воспитание, обучение. Однако социализация включает и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе воздействующие на формирование личности.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, так как всю жизнь в процессе социальных взаимодействий человек будет сталкиваться с новыми, требующими приспособления, аспектами социальной среды. До глубокой старости человек может менять взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Теория социализации объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
Социализация начинается в детстве. В первые годы жизни формируются основные компоненты личности, ее общая структура. Причем каждый этап социализации подразумевает определенные стадии и, особенно в раннем детстве, возрастные рамки, при нарушении которых могут начаться необратимые процессы, например, регресс личности, невозможность дальнейшего развития, различные психические патологии. В детстве закладывается фундамент социализации, а дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, о чем свидетельствуют реальные случаи социальной изоляции детей (депривация).
Социализацию можно подразделить на два основных этапа:
1. Первичная социализация. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть является начальным. В это время происходит интериоризация ценностей и норм, способов общения (язык). Во время первичной социализации преобладает пассивное усвоение информации, навыков, представлений.
2. Вторичная социализация. Этот этап охватывает всю остальную - «взрослую» - жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Теперь мало что принимается на веру, в основном индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.
Социализация не может происходить без постоянного контакта с социальной средой. Но социальная среда никогда не взаимодействует с индивидом как таковая, она всегда представлена непосредственным социальным окружением, отдельные представители которого называются агентами социализации. Это конкретные люди, которые осуществляют воспитание и обучение. Кроме агентов социализации выделяют институты социализации - социальные институты, в рамках которых происходит процесс социализации (например, институты образования). Поскольку социализация подразделяется на первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные.
Первичная социализация в основном происходит в сфере межличностных отношений, в то время как вторичная - в сфере более или менее формализованных социальных отношений, в рамках социальных институтов. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Учитель, изначально агент вторичной социализации, если между ним и учеником устанавливаются доверительные отношения, может оказаться среди агентов первичной социализации. Его роль в качестве наставника по конкретной учебной дисциплине может расшириться до роли воспитателя, авторитета.
Среди агентов социализации не все играют одинаковую роль. К тому же эта роль и степень ее влияния на процесс социализации могут значительно меняться со временем. Например, в период первичной социализации родители выполняют главенствующую роль, которая со временем сокращается, в то время как роль ровесников с течением времени все более возрастает. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а агентов вторичной - нет. Объясняется это тем, что агенты и институты вторичной социализации всегда специализированы, призваны провести социализацию в определенном контексте. Еще одно ключевое отличие состоит в том, что агенты первичной социализации чаще всего сами заинтересованы в осуществлении социализации конкретной личности (родители, родственники, друзья), в то время как для агентов вторичной социализации в основном эта деятельность является профессиональной (учитель в школе, преподаватель в ВУЗе).
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычного образа жизни. Каждый переход на новый уровень социального взаимодействия сопряжен со значительными трудностями, часто сопровождается стрессовыми ситуациями, требует длительного переобучения, освоения нового комплекса ролей.
Такой ключевой момент сопровождается двумя комплексными процессами. Первый из них называется десоциализация, то есть отучение, отвыкание от старых ролей, норм и правил поведения. Второй процесс называется ресоциализация, то есть переучивание, овладение новым комплексом ролей, правил и норм поведения, которые призваны заменить старые, утерянные в процессе десоциализации.