Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, медсестре необходимы знания сфер обучения человека (пациента), на которые она сможет профессионально воздействовать.
1.Познавательная - направленная на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.
2.Эмоциональная - характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т.д. Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида:
• злобный - указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональней сферы, психические заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие;
• испуганный - указывает на страх, психические состояния (фобии, невроз и др.), темперамент (меланхолик), мнительность, лабильность;
• апатичный - чаще по темпераменту « флегматик», могут быть патологические изменения сферы (апатия), патология воли (абулия или гипобулия), а также индивидуальные особенности характера;
• растерянный - указывает на индивидуальные особенности, страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т.д.);
• не может найти себе места - трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и др., боль , эмоциональный шок;
• состояние аффекта - вспышка эмоциональной сферы, кратковременное по времени;
• уравновешенный - является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния;
• признаки тревожности - потирание рук, напряженность в позе, голосе - являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на наличие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т.д.
3.Психомоторная сфера - характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.
Медсестра оценивает как пациент ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела. Такая деятельность зависит от общего самочувствия, психических и эмоциональных состояний (эйфория), психических заболеваний, соматических заболеваний, патологии сознания (делирии, галлюцинации). Если во время разговора пациент пытается дотронуться до вас, то это может являться индивидуальной особенностью личности, или национальными особенностями (холерик), патологией ощущений, психических заболеванием, тактикой выражения отношения к собеседнику.
Часто пациенты активно жестикулируют, что не соответствует ходу разговора, а активная жестикуляция возникает в ответ на внутреннее напряжение. Такое состояние может указать на нервно-психическое заболевание, патологию двигательно-волевой сферы, эмоциональной сферы (эйфория, истерия). Двигательная скованность может явиться результатом патологии опорно-двигательного аппарата, патологии сознания (сопор, оглушенность), патологии воли (ступору, патологии эмоциональной сферы (депрессия, тоска, уныние) мышечного стопора, соматических и психических заболеваний. Жесты плавные, подчеркивающие смысл сказанного являются нормой поведения. К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить. Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи пациента.
4.Социально-психологическая сфера отражает гражданскую позицию пациента, его личностные и деятельные особенности, то есть способности, интеллект, самооценку, ориентацию, работоспособность отношение к обучению и другое. Развитие личности получает свое начало в семье. Семья влияет на формирование психического состояния пациента. Семья в современной социальной ситуации - это ценность, потеря которой дорого обходиться людям, деформируя их жизнь и судьбу и может привести к тяжелым болезненным состояниям. Медсестра, оценивая социально-психологическую сферу пациента, определяет его самооценку. Различают адекватную и неадекватную самооценку.