Рынок способен решать основные задачи общества, но не всегда и не во всех сферах. Иногда он не может эффективно распределять ресурсы, требует правового обеспечения и производства некоторых услуг.
В связи с этим, основными сферами деятельности государства в экономике является: производство общественных благ и услуг, в том числе национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и дорожные знаки, маяки, уличное освещение и т.д.; сокращение отрицательных и поощрение положительных последствий рынка, для чего используются административные меры: штрафы, продажа лицензий на право загрязнять среду (налог Пигу); защита конкуренции от монополий, завышающих цены; сглаживание циклов (государство проводит индикативное, то есть рекомендательное планирование, использует государственные заказы); перераспределение доходов (выравнивает доходы налоговой и социальной политикой); защита прав потребителей; борьба с инфляцией, безработицей.
Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными учреждениями (парламентом, судом и др.) с целью приспособления существующей экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.
Каковы принципы и цели государственного регулирования экономики? Этот вопрос впервые рассмотрел голландский экономист, лауреат Нобелевской премии Ян Тинберген (1903-1994) в работе «Теория экономической политики». Он обратил внимание на важнейший принцип – сочетания стратегических и тактических целей. Сначала правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их (это генеральные цели по решению общенациональных проблем). Потом на их основе определяются целевые показатели, например, достижения полной занятости или нулевой инфляции.
Вторым принципом регулирования является оценка политических инструментов и третьим – необходимость выбора модели экономики, которая связывает воедино цели и инструменты. При этом, количество целей и инструментов должно совпадать. Например, если поставлены две цели – увеличение занятости и борьба с инфляцией, то и инструментов должно быть тоже два: налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика, а влияния инструментов на цели должны быть линейно независимы друг от друга.
Цели могут быть взаимозаменяемыми, когда невозможно одновременное достижение целей, взаимодополняемыми (например, рост националього дохода и занятости) и нейтральными, то есть не влияющими друг на друга, что встречается редко.
Ян Тинберген считал, что по мере накопления опыта регулирования экономики в странах происходит сокращение размерности целевой функции. По его мнению, в целевую функцию следует ввести 8 элементов: объем государственных расходов, темп изменения реальной заработной платы, уровень занятости, индикатор распределения доходов, размеры инвестиций, совокупный спрос, уровень производства, сальдо платежного баланса.
В 70-е годы экономисты уже рассматривали 4 цели: полную занятость, стабильность цен, отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса, устойчивый уровень экономического развития.
В конце 1980-х – середине 1990–х годов многие правительства стали рассматривать лишь две задачи: полную занятость и борьбу с инфляцией.
Некоторые экономисты считают, что лучше избрать один аспект регулиро вания и на нем сосредоточить основные усилия. Для развивающихся стран – это борьба с хронической инфляцией.