Конспект лекций по предмету "Криминалистика"


Криминалистическое отождествление человека по признакам внешности.

План лекции:
1. Понятие, классификация и характеристика признаков внешности.
2. Методика словесного портрета и использование фото робота в следственной и экспертной практике.
1.Понятие, классификации, характеристика признаков внешности.
В разной литературе по данному вопросу употребляются различные термины. Харьковская криминалистическая школа употребляет термин “криминалистическое отождествление по признакам внешности”, в учебнике “криминалистики” под ред.Белкина, 2000 года - “исследование внешних признаков человека”, в учебнике “криминалистика” под ред. Яблокова, 1995 года - “криминалистическая идентификация человека по признакам внешности”.
Несмотря на различное наименование, сущность этой деятельности остается одной. Как ранее уже было отмечено, отождествление человека может быть осуществлена по различным признакам – полям :признаки внешности,
папиллярные узоры, состав волос, крови, спермы. запаховые следы. В данном вопросе будут рассмотрено отождествление по признакам внешности человека: по строению тела (фигура, рост) и его отдельным частям (голова, лицо, шея, плечи, конечности и т.д.), полу, возрасту, конституционному типу, по функциональному проявлению (речь, голос, походка, мимика, жесты, навыки, умения). Признаки внешности обладают следующими свойствами: 1) неповторимостью; 2) устойчивостью; 3) наглядностью; 4)зрительно восприниматься; 5) закреплены различными способами.
Классификация признаков внешности: А) Анатомические(статические):
1 )Более устойчивые, обусловленные, констно - хрящевой основой (Например, форма и размер лба).2)Признаки в основе которых мягкие ткани - менее устойчивы. Характеризуют по:1) величине -путем визуального сопоставления с другими частями тела ( в следственной практике, как более простая – трехчленная, а в экспертной практике – пяти- и семи- членная классификация, как более точная); 2) форма и контур (используется терминология географических фигур); 3) положение по отношению к горизонтальной или вертикальной линии. Б)Функциональнее (динамические):чаще и легче умышленно искажаются. В)Особые и броские приметы (как анатомические, так и функциональные: Анатомические
«особые» (накожные)приметы – отклонения от нормального положения


(врожденные и приобретенные), например отсутствие пальцев, хирургические
швы, татуировки, мозоли, необычный цвет. Динамические,например, хромота, размахивание при ходьбе одной рукой. «Броские» приметы: редкие, ярко выраженные, легко обнаруживаются и запоминаются.Например, следы от оспы на лице, резко-выраженная хромота, раздвоенность губы. Описываются: по положению, степени выраженности, размерам, форме, направлению, характер поверхности, цвет. Г)Сопутствующие (вспомогательные) признаки: одежда, обувь, бытовые носильные вещи и предметы. Легко меняются. Но легко и чаще всего запоминаются при кратковременном восприятии.
Характеристика анатомическихпризнаков, (По учебнику Криминалистика, 1966
г.)1)Пол и возраст-приблизительно на вид указывают возраст: детский,
подростковый (12 - 16), юношеский (17 - 21), молодой (22-35), средний (36-60),
пожилой (61 -75, старческий (76 - 100); .2)Рост- для мужчин: -низкий (до 160
см),-средний (160 - 174 см),-высокий (более 174 см). -для женщин - уменьшение на
5 - 10 см. 3)Общее телосложение: костно-мышечная система (атлетический
,крепкий, средний, слабый), по жировым отложениям (худощавый, нормального
питания, полный, тучный).4. Голова.;5. Волосы.6. Лицо.7. Лоб,8. Брови.9.
Глаза.10. Нос. 11. Губы.12. Рот.13. Зубы.14. Подбородок.15. Ушная раковина.16.
Морщины - особо отмечаем, если отходят от нормы (у молодого человека
есть, а у пожилого нет). 17. Шея - высота, толщина. 18. плечи по ширине и
наклону;19. Грудь- ширина, выступание, степень выраженности грудных
мышц.20. Спина - контур, сильное выступание лопаток. 21. Конечности - длина,
толщина, профессиональные мозоли.
Признаки 4 - 1 5 более в визуальном сопровождении курса
Характеристика динамических признаков.
1.Осанка - привычное положение туловища, головы, рук.2.Походка – например, медленная, быстрая. 3.Жесгикуляция - комплекс движений, сопровождающих устную речь, и как разновидность – мимика (движение мышц лица). Например, « разновидность взгляд”. 4.Голос - по высоте, тембру, силе и чистоте. 5. Речь - медленная, быстрая, возбужденная, отрывистая и т.д. Особо - картавость.
6. Способы выполнения определенных действий - например, манера прикуривать.
Другое подразделение: общие (характеризуют тело человека или какую-то её часть в целом (более крупные и заметные) и частные (характеризуют части общих элементов, детали, например, углы глаз, нижнее и верхнее веко).

2. Методика словесного портрета и использование фото робота в следственной и оперативно-розыскной работе. Вышеописанная система


признаков внешности и подробное их описание составляет методику “словесного
портрета”. Это описание внешних признаков внешности при помощи слова. Большую помощь при этом оказывают рисованные элементы внешности человека, а также справочная литература, элементы внешности при помощи слайдов, а также составление словесного портрета с использованием компьютера.
При допросе лиц признаки внешности необходимо записывать в протокол так, как их называет лицо. Но необходимо уточнять, что оно понимает под тем или иным признаком. Нельзя использовать специальную терминологию словесного портрета. Но можно показывать элементы черт лица. При этом необходимо записать в протоколе допроса, что например, использовалось определенное пособие (автор, название), в этом случае можно записать и специальную терминологию.
Методика словесного портрета и фото робот могут быть использованы в следственной и экспертной практике при: (по учебнику под ред. Белкина, 2000.)
1. Допрос о признаках внешности разыскиваемого лица.
2. Составление композиционного рисованного портрета.
3. Портретном фото монтаже.
4. Уголовной регистрации (криминалистическом учете) без вести пропавших и неопознанных трупов.
5. Сопоставление карточек без вести пропавших и неопознанных трупов.
6. Регистрация лиц, содержащихся под стражей.
7. Уголовная регистрация (криминалистический учет) осужденных.
8. Составление ориентировки для розыска лица, бежавшего из-под стражи.
9. Проведение розыскных мероприятий.
10. Опознавательная (сигналистическая) фотосъемка.
11. Освидетельствование и личный обыск.
12. Проверка личности (вызванного на допрос, при оперативной проверке документов, при розыске, содержащихся под стражей).
]13. Производство криминалистической портретной экспертизы. Более подробно: о цели и способе применения метода “словесный портрет”., источнике сведений о признаках внешности, способах фиксации признаков внешности для каждого из вышеуказанных 13 случаев смотреть в визуальном сопровождении курса. Основнымиисточникамиданныховнешностичеловекаявляются: а)мысленный образ в памяти человека, б)документы криминалистической регистрации, в)документы личные, паспорт, пропуск, медицинская карточка, данные из ателье; труп,; акты судебно-медицинского освидетельствования, г)данные полученные при обыске, выемке.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.