Считается, что Рим был основан Ромулом в 753 г. до н. э. Изначально Рим представлял собой открытый город, вплоть до середины VII в. до н. э лишённый городской стены. Открытость города стала важнейшей предпосылкой к его социально-политическому и военному развитию. Здесь важно учесть, что изначально римское общество представляло собой союз трёх родов: римского, сабинского и рода Альбы-Лонги. Соответственно, Рим представлял собой открытый город, состоявший из трёх поселений, каждое из которых соответствовало одному из союзных родов. Впоследствии эти родовые поселения объединились в город. Процесс объединения родовых поселений в город был весьма распространён в Италии VIII–VII вв. до н. э. и называется синойкизмом. Отсутствие стен также повлияло и на военную мысль римлян: из-за невозможности обороняться на стенах, надеяться на их защиту, необходимо было вести активные наступательные боевые действия с использованием быстрых и подчас длительных переходов. С подобными предпосылками в Риме приветствовались такие качества человека, как инициативность, храбрость и, главное – преданность Риму. Гражданственность стала главной ценностью в Риме.
Первый период римской истории приходится на правление семи царей. Особое место занимает второй царь Нума Помпилий, который по материнской линии был сабинянином. В принципе он не стремился к власти и первоначально отказывался от неё. Отказываясь от власти, он произнёс следующие слова: «Если б я стал учить граждан чтить богов, уважать право и ненавидеть насилие и войну, граждан, которым скорее нужен полководец, нежели царь, я показался бы смешным в своих желаниях!» (Плутарх Жизнеописание Нумы, V). При таких обстоятельствах самые эффективные способы самоутверждения в обществе, повышение собственной самооценки концентрируются в военной сфере. Культивирование в социуме образа воина может привести не только к активному вмешательству армии в политическую жизнь страны. Такой «воинствующий», «агрессивный» общественный идеал является востребованным элементом социального сознания лишь в том случае, пока государство в состоянии войны, и тогда механизмы повышения самооценки, авторитета в обществе работают действенно.
Однако народ не в силах бесконечно воевать и постоянно быть в психологическом напряжении. В мирное время прежние способы самоидентификации личности в социуме могут перенестись с области взаимодействия с представителями других культур на развитие взаимоотношений субкультур внутри социума, что при идеализации образа воина грозит гражданской войной. Поэтому в мирные периоды требуется смена ориентиров на тот идеал, который позволит людям воспринимать мирные профессии как престижные и необходимые для их страны. Эта угроза для общества, связанная с большой ролью военных в Риме, послужила одной из причин, мотивировавшей законы Нумы, призванные придать миролюбивый характер римскому обществу. Определенную роль играл и сам характер царя, который ценил мир и спокойствие. Отмена кровавых жертвоприношений вполне коррелирует и с особенностями склада мышления Нумы, и с курсом его политики. Нума также изменил порядок месяцев и летоисчисления. До царствования Нумы первым месяцем был март, названный по имени бога войны. Первенство Марса вполне соответствовало характеру правления Ромула. Второй же царь Рима поставил на первое место в римском календаре месяц январь, получивший название по имени бога Януса. Этот бог в глубокой древности, покровительствуя миру и просвещению, заставил людей отказаться от дикой и некультурной жизни. Вероятно, таким изменением порядка месяцев Нума стремился акцентировать внимание римлян на гражданских ценностях, не имевших какой-либо связи с военной сферой.
Необходимо отметить и то, что Нума учредил жреческие общины фециалов. Их задачей было примирение враждующих народов, для чего жрецы сами по нескольку раз приходили к виновникам вражды и старались склонить их к взаимным уступкам и мирному решению конфликта.
Огромную роль Нума сыграл в сфере преодоления раскола в римском обществе, вероятность которого была весьма велика. Прежде всего, это касалось взаимоотношений внутри союза между сабинянами и римлянами. С момента объединения римлян с сабинцами население Рима условно делилось на эти два народа, отношения между которыми были столь напряжёнными, что подчас грозили вылиться в вооружённый конфликт. В данных условиях полумеры были бессмысленны, и проблему могли решить только конкретные законы и действия, а также авторитет и воля царя. Нума для разрешения этой социальной проблемы прибегает к новому делению общества, основанному на профессиональном признаке. Царь установил ремесленные коллегии (или общины) плотников, кузнецов, флейщиков, золотых дел мастеров и т. п. Некоторые специальности царь объединил вместе и образовал на их основе цеха. Каждая коллегия, каждый цех проводили свои собрания, религиозные обряды, имели своих богов-покровителей. Религиозные обряды, каждый из которых осуществлялся в соответствии с принадлежностью к определенному сословию, способствовали чёткому выражению нового деления общества, передаче ремесла по наследству посредством религиозного воздействия на людей через поколения. Формирование наследственности в сфере ремесла, конечно, содействовало увеличению качества римской ремесленной продукции и повышению её конкурентоспособности на внешнем рынке.
Однако последние три царя, бывшие этрусками, проявляли стремление к тирании. Присутствие этрусских царей во главе Рима заставляет предположить, что в римском межродовом союзе могли с течением времени появиться и этруски. Последний из царей, Тарквиний Гордый, был изгнан в 510 г. до н. э. Согласно текстам Тита Ливия, Плутарха, поводом для изгнания царя и смены формы правления послужило оскорбление чести знатной женщины Лукреции, которая, не перенеся унижения, покончила с собой. Такое поведение объясняется родовыми установками по отношению к женщине, но свержение власти царя вследствие этих событий указывает на то, что римское государство основывалось не только на представлении о ценности гражданства, но и на представлении о ценности чести рода. После изгнания царей в городе утвердилась республика.
Основной значимостью для римлянина являлось государство и республика как форма его устройства. Однако нельзя утверждать, что в Риме не было представлений о ценности человеческой жизни. Данная ценность зачатую рассматривалась через призму неприятия тирании, однако она была действенной и вплоть до I в. до н. э. предохраняла общество от существенных кризисов. Даже диктатор не имел права казнить гражданина в пределах города Рима.
Римские граждане довольно долго отстаивали республику от амбициозных представителей власти, таких как Сулла, который стал диктатором в 88 г. до н. э. Убийство в 44 г. до н. э. Г. Ю. Цезаря было также мотивировано необходимостью защиты республики. Само слово республика (res publica) обозначало совокупность дел своей гражданской общины. Республика никогда не рассматривалась римлянами в качестве отчуждённого от народа аппарата власти, поскольку должна была воплощать волю всего народа, а чиновники являлись лишь представителями общих гражданских интересов. Сами же носители власти не должны были стремиться к подчинению людей собственной воле. Так, когда римского полководца Публия Корнелия Сципиона (235-183 до н. э.) местные жители в Испании, выражая уважение к нему, назвали царём римлян, то Сципион попросил не называть так себя, поскольку для римлянина царское звание позорно. Самым же достойным званием, как сказал Сципион, может быть только звание гражданина.
Главные же приоритеты в деятельности римлянина были хорошо выражены поэтом Вергилием (70–19 г. до н. э.): «Помни, римлянин, твоё искусство – властно править народами, устанавливать правила мира, щадить покоряющихся и наказывать дерзких».