•через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос "Да").
Критерии эффективности общения. Успешному общению помогает эмпатия-способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека,сопереживать ему, уровень эмпатии зависит от наследственности, воспитания, условий жизни и может значительно повышен при целенаправленной работе над собой. Наилучшая стратегия деловой беседы - это положительная, заинтересованная, уважительная установка. Желательно узнать имя и отчество вашего собеседника до разговора с ним. Помните, что самый желанный для человека звук- это звук собственного имени, его правильное(без искажений)употребление в начале и в ходе разговора! Запомните самые важные данные о собеседнке, возможно, из мед документации, а затем будете ссылаться на них в ходе беседы. Начинайте беседу с так называемого «Вы-подхода».
Выберите определенный стиль ведения беседы: высоту тона, тембр, громкость, длительность, скорость, наличие и характер пауз, жестов, интонацию и.т.п. Несоответствие стиля беседы может привести к отказу собеседника участвовать в разговоре.
Анализируйте причины изменения поведения собеседника, поймите причинны трудностей, по возможности, конкретно определите стилевые и другие рассогласования. Используйте для диагностики ситуации неречевое (невербальное)поведение и выражение чувств, которые часто оказываются правдивее слов. Положительные эмоции люди не скрывают и это вы определите по выражению лица. Конечно, мимику можно сознательно контролировать, она зависит от национальных и культурных стереотипов. Это представляет значительные трудности. Гораздо более «правдивыми» оказываются многие другие неречевые знаки: позы, жесты, взаимное расположение, расстояние между собеседниками, зрительный контакт и другое. Эффективность общения зависит и от условий беседы-места, время, наличие помех (шум,наличие посторонних, беспорядок в комнате и.т.д). Стоит помнить, что тяжело больной человек не может слушать по-настоящему внимательно, в такой ситуации общение становиться формальным и не эффективным. Кроме того, необходимо помнить, что человек склонен не слышать того, что ему неприятно или интерпретировать это в более благоприятном для себя смысле.