Под адхократией понимаются различные организационные механизмы (структура, коммуникации, методы стимулирования) и неформальные объединения людей, направленные на решение новых проблем и создаваемые на временной основе (на период решения проблемы).
Адхократический тип организации основан на принципе организованной неорганизованности, когда организуются (создаются) условия, а не элементы производства (люди, средства производства, орудия труда). Это принцип, когда нужные люди встречаются в нужном месте, в нужное время, для решения нужной проблемы без прямого воздействия со стороны субъекта управления. В адхократическом типе организации реализуются принципы самоорганизации.
Организационной формой адхократии является бригадная структура, основу которой составляет групповая форма организации труда и производства (рис. 37).
Достоинства бригадной структуры:
• реализация концепции групповой формы (поощряются взаимопомощь, взаимозаменяемость, личная ответственность, ориентация на запросы потребителей, активное сотрудничество в решении проблем);
• менеджмент носит характер квалифицированных консультаций и опирается на достижение группового согласия;
• существенно меняются требования к квалификации работающих (предпочтение отдается людям с универсальными знаниями и навыками, способным обеспечит взаимозаменяемость и гибкость при смене выполняемых бригадой заданий);
• сочетание коллективной и индивидуальной ответственности за качество работы и ее конечный результат резко снижает необходимость в строгом контроле извне и промежуточном учете результатов;
• оплата труда направлена на стимулирование в первую очередь экономически выгодного сотрудничества и заинтересованность в росте доходов и прибыли, предусматривает тесную связь между уровнями заработной платы каждого члена бригады и общими результатами;
• отход от принципов рациональной бюрократии (в состав бригад входят специалисты, знающие задачи и способы их решения и не нуждающиеся в дополнительных руководящих указаниях сверху, не требуются им и многочисленные вспомогательные аналитические и контролирующие службы).
Одна из проблем, которая возникает при бригадной структуре— горизонтальная координация работ взаимосвязанных бригад. Так, в компании «Боинг» с этой целью в структуру введен уровень, состоящий из пяти интеграционных бригад, в каждую из которых вошли 12-15 представителей рабочих бригад.
Автономная работа бригады, обычно состоящей из рабочих, специалистов и управленцев
Предоставление прав самостоятельного принятия решений и координации действий с другими бригадами, в том числе права привлечения сотрудников других бригад, если это необходимо для решения конкретных проблем
Замена жестких связей бюрократического типа (основанных на жестких правилах, нормах и процедурах) гибкими, обязательными для совместного решения конкретных вопросов
Принцип бригадной структуры
Рис. 37. Принципы бригадной структуры