Подход к оценке эффективности различных вариантов организационной структуры определяется ее ролью как характеристики системы управления.
Показатели, используемые при оценке эффективности организационной структуры, могут быть разбиты на три группы:
1) характеризующие эффективность, выражающуюся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление. Это могут быть объем выпуска продукции, прибыль, себестоимость продукции, объем капитальных вложений (экономия на капитальных вложениях), качество продукции и т. п.;
2) характеризующие содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления, а также единовременные расходы на исследовательские и проектные работы, приобретение вычислительной техники и других технических средств, используемых в управлении;
3) характеризующие рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур. К ним относятся звенность системы управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности (показатель централизации и децентрализации), уровень
специализации, стандартизации и формализации функций и процессов управления (показатель структуризации) и функциональной замкнутости подсистем.
При сравнении различных вариантов организационной структуры нужно учитывать полноту и устойчивость достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на ее функционирование. Критерием эффективности мероприятий по совершенствованию организационной структуры служит эффект, который должен быть получен от реализации мер за планируемый срок.
Критерием работы аппарата управления является достижение тех экономических, научно-технических и других целей,; ради которых создается или существует организационная структура ПХС. Вместе с тем эффективность работы аппарата управления определяется возможностью качественно и с минимальными затратами переработать весь объем информации, необходимый для выработки управленческих решений и своевременной их реализации. Таким образом, критерий эффективности организационной структуры управления должен строиться на основе конечных показателей деятельности ПХС и учитывать одновременно затраты на содержание аппарата управления.
Один из таких показателей — прибыль. Получение прибыли играет ведущую роль для существования и поступательного развития предприятия. Необходимыми условиями, обеспечивающими прибыльность предприятия, служат правильная организация производства и адекватное реагирование на факторы внешней среды. Выполнение этих условий составляет содержание труда работников управления.
Однако прибыль не может быть надежным ориентиром в оценке устойчивости фирмы в долговременной перспективе. Учитывая взаимосвязь между жизненным циклом продукции и прибыльностью, предприятие на стадии разработки и внедрения новых продуктов может сознательно идти на снижение прибыли, работая на перспективу.
Перенести акцент с оценки текущего состояния предприятия, которое в первую очередь описывается показателями прибыли, на оценку состояния в перспективе, которое характеризуется технологическим и организационным состоянием предприятия по отношению к конкурентам, позволяет показатель производительность труда работников аппарата управления.
Соответственно для характеристики производительности труда работников управления вполне подходит классическая формула, если ее применить следующим образом:
Р=
где Р — производительность труда работников управления; V — объем выпуска продукции предприятия (в натуральном или стоимостном выражении); N — количество работников управления или объем отработанных ими часов.
На предприятии, где этот показатель выше, управляющие и научно-технические работники работают лучше. Потери в производительности труда сигнализируют о возможном кризисе.
Дополнительно к названному показателю можно применять и другие, позволяющие на более ранней стадии оценить возможные трудности: время, которое необходимо для выхода на рынок нового продукта или услуг; численность обслуживающих работников и управленческих уровней, необходимых для данного выпуска. Если число уровней управления и количество обслуживающего персонала растут пропорционально объему выпуска, то предприятие в скором времени потеряет свою конкурентную силу. Снижение производительности труда — толчок к активизации поиска новых форм и методов управления.
Если структура организации более полно соответствует стоящим перед ней задачам, помогает решать их с минимальным количеством издержек, правильно группирует необходимые для этого виды деятельности, информативные потоки, предоставляет сотрудникам широкие возможности для инициативы и самосовершенствования, она считается оптимальной.
В настоящее время помимо оценки эффективности организационной структуры усиливается внимание к оценке ее возможностей с точки зрения реализации принципа централизации—децентрализации управления к введению экономических и социальных стимулов, активизирующих проявление самостоятельности работниками аппарата управления или, наоборот, подавляющих самостоятельность и усиливающих централизацию, командные принципы управления. Все это обусловливается тем, что на реализацию принципов централизации—децентрализации существенное влияние оказывает форма структуры. Существует специальная система оценок, с помощью которых можно разумно регулировать степень централизации—децентрализации управления, не доводя в то же время систему до распада и полной неуправляемости действиями подчиненных при усилении самостоятельности звеньев организационной структуры управления.
Оптимизация оргструктур управления предусматривает использование таких оценочных параметров, как:
ü затраты на содержание системы управления;
ü информационная нагрузка на менеджеров;
ü время на обработку информации;
ü затраты времени на принятие и реализацию решений;
ü наличие ошибок в управленческих решениях.
Признаками оптимальной структуры служат:
• небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом;
• небольшое число уровней управления;
• наличие в структуре групп специалистов;
• ориентация на потребителя;
• быстрая реакция на изменения;
• высокая производительность управленческого аппарата;
• низкие затраты на управление.
Важными требованиями, которые следует учитывать при формировании системы показателей для оценки эффективности организационной структуры, являются обеспечение структурно-иерархического соответствия показателей системе целей организации, способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей.
При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления и ее организационной структуры допускается использование не связанных в единую систему частных показателей. Основное требование к их выбору — максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.