Конспект лекций по предмету "Теория организации"


Дивизиональные структуры

Дивизиональные структуры — это специфические виды структур бюрократического типа, в которых варьируют принципы межфирменного и межфункционального взаимодействия на основе линейно-функциональных связей. Но в силу специфического построения подразделений с ориентацией либо на ре­гион, либо на продукт, либо одновременно и на то и на другое ни структуры весьма динамичны и отнесены к адаптивному типу. С увеличением размеров фирм, внедрением новых технологий, повышением изменчивости внешней среды происходит структуризация органов управления путем выделения управлен­иях звеньев, специализирующихся по видам товаров (продуктовая структура), группам потребителей (структура, ориентированная на потребителя), географическим районам (территориальный принцип) (рис. 34-36).
Основу дивизионального типа структуры составляет довольно устойчивая неизменная форма — отделение (филиал), специализированное на одном из параметров: продукте (изделии, услуге), районе расположения, функции. Естественно, что организационная структура самих отделений может быть разнообразной, соответствующей их целям и задачам. Эти отделения (филиалы) и другие организационные формы могут гибко, часто и подвижно меняться, использовать различные временные формы — рабочие группы, проектные центры. Конфигурация ПХС в этом случае будет меняться, в целом сохраняя отделения.
Широкому распространению и живучести организационных структур по отделениям способствуют:
ü очевидная целесообразность отделений. Все главные фун­кции управления и деятельности: производство, финан­сы, сбыт, кадры — имеют место в каждом отделении;
ü четкая система правил, определяющих условия, при ко­торых для нового измерения (продукта, географии, функции) автоматически создается независимое отделе­ние;
ü упорядоченность перераспределения людей и даже про­дуктов или ассортимента между отделениями.
Простота структурного построения такого типа фактически реализует в явной форме принцип делегирования полномочий и ответственности на нижние уровни управления, развития (расширения) горизонтальных связей и гибкости. Благодаря простоте формы повышается мобильность базовой структуры путем создания для решения проблем рабочих групп, проектных центров и других временных целевых органов.
Важное преимущество организации по отделениям — сокращение штата управления. Заслуживает внимания тот факт, несмотря на рост числа отделений и соответственно числа отделений, в целом число управленцев сокращается. Это сокращение касается в первую очередь высших уровней управления. Центральный аппарат управления многих крупных корпораций и фирм не превышает 100 человек.
Мировая практика показала, что с введением дивизиональных принципов структура управления организацией (и входящими в нее отделениями) в основе остается линейно-функциональной, и одновременно усиливается ее иерархичность, т. е. управленческая вертикаль. В результате существенно уменьшается нагрузка на верхний эшелон управления, который сосредотачивается на стратегическом менеджменте организации в целом, а отделения, обретающие оперативно-хозяйственную самостоятельность, начинают работать как «центры прибыли», активно используя предоставленную им свободу для повышения эффективности своей деятельности.
Однако на практике проявляется определенная сдержанность в отношении децентрализации, и устанавливаются ее допустимые пределы. Это вызвано тем, что стали отчетливо видны негативные стороны излишней свободы отделений и предприятий в выборе сфер производственной деятельности и принятия ответственных управленческих решений. Во многих случаях руководство корпораций теряет возможность контролировать производственно-техническую деятельность отделе­нии, возникают сложные информационные проблемы.

Высший руководящий орган
Продуктовая группа Б
Продуктовая группа В
Продуктовая группа А

Сбыт

Маркетинг

Производство

НИР и ОКР
Отделение
(продукт А1)

Сбыт

Маркетинг

Производство

НИР и ОКР
Отделение (продукт А2)


Рис. 34. Дивизиональная структура, ориентированная на продукт

Высший руководящий орган
Регион 2
Регион 3
Регион 1
Продуктовая группа А1
НИР и ОКР
Страна А

Сбыт

Маркетинг

Производство

НИР и ОКР
Страна Б
Продуктовая группа А2

Производство
Маркетинг

Сбыт



Рис. 35. Дивизиональная структура, ориентированная на регион

Высший руководящий орган
Продуктовая группа Б
Продуктовая группа В
Продуктовая группа А
Регион 1

Сбыт

Маркетинг

Производство
Регион 3
Регион 2



Рис. 36. Смешанная дивизиональная структура


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.