По закону допрос начинается с предложения свидетелю или потерпевшему рассказать все известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван по делу. После чего допрашиваемому лицу задают вопросы.
Весь процесс допроса включает в себя как минимум четыре этапа:
- установление психологического контакта с допрашиваемым;
- свободный рассказ допрашиваемого;
- постановка уточняющих вопросов;
- ознакомление с протоколом и магнитной записью показании.
Поэтому не рекомендуется прерывать свободное течение рассказа репликами и вопросами, чтобы не помешать последовательности изложения.
Вопросы, которые задаются в процессе допроса можно разделить на:
- дополняющие – задаются с целью устранения определенных пробелов в даваемых показаниях;
- уточняющие – помогают детализировать, конкретизировать показания;
- напоминающие – направлены на оживление памяти, на возникновение тех или иных ассоциаций;
- контрольные– задаются с целью проверки достоверности полученных в процессе допроса сведений;
- изобличающие – преследуют цель отсечь попытку давать ложные показания.
Кроме этого в следственной практике применяется так называемый повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств. Смысл этого мероприятия в том, что при повторной даче показаний допрашиваемый может вспомнить забытые обстоятельства. Объясняется это психологическим механизмом реминисценции, под которым понимается усиление в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении.
Приемы по «оживлению» ассоциативных связей могут быть использованы и в тех случаях, когда свидетель или потерпевший дает неверные показания, добросовестно заблуждаясь и искренне полагая, что говорит правду.
В случаях, когда не удается установить раппорт с допрашиваемым по причине его нежелания давать показания (установочное поведение), необходимо убедить его в неправильности выбранной позиции либо подбросить мысль о том, что его соучастники уже дали соответствующие показания. Иногда срабатывает прием использования противоречий между интересами соучастников.
Ложные показания обвиняемых связаны с желанием избежать ответственности, понести наказание за преступление. Встречаются и оговоры других соучастников или наоборот смягчить их вину по причине корпоративной солидарности, круговой поруки. Нередки оговоры и по причине нездоровой психики или из желания скрыть неблаговидные поступки близкого человека.
Надо сказать, что ложные показания могут давать не только подозреваемые, но и свидетели и потерпевшие (страх, нежелание испортить отношения или просто проходить по делу).
В следственной практике существует много приемов изобличения во лжи и оказания на подозреваемого правомерного психологического давления. Вот некоторые из них:
Убеждение – обращение к здравому смыслу допрашиваемого, объяснение ему пагубных последствий лжи и благоприятных при содействии расследования.
Использование чувства значимости – идет аппеляция к самоуважению, собственной значимости, к честности и порядочности, к заслугам в прошлом, авторитету, личному и социальному статусу, что позволяет убедить допрашиваемого быть откровенным и правдивым. Даже обращение по имени и отчеству способно кардинально поменять атмосферу допроса.
Пресечение лжи – применяется в тех случаях, когда нет необходимости давать возможность допрашиваемому продолжать высказывать заведомо ложную информацию. В этих случаях ложь пресекается на корню путем предъявления доказательств или опровержений.
Помощь в выборе – применяется в случаях, когда у допрашиваемых идет борьба мотивов, когда он находится в состоянии выбора между правдой и ложью. В этом случае следователь с помощью дозированного информационного воздействия пытается подтолкнуть допрашиваемого к тому, чтобы тот стал говорить правду. Эта информация должна содержать нечто, обеспечивающее победу позитивных моментов. После чего целесообразно сделать перерыв в допросе, который будет способствовать появлению у допрашиваемого мотивов говорить правду.
Работа с легендой – следователь внимательно и не перебивая слушает лживый рассказ допрашиваемого, заведомо располагая достоверной информацией. И на высоте увлеченного изложения подробностей своей легенды следователь совершенно неожиданно выкладывает свои доказательства, что повергает допрашиваемого в состояние растерянности. В этот момент (когда он пойман на лжи) он может начать давать правдивые показания. То же самое происходит, когда следователь просит вновь и вновь пересказать заведомо лживую легенду с теми или иными подробностями, что нередко приводит к путанице. После чего сам допрашиваемый начинает в ней сомневаться, и с этого момента наступает благоприятный период для получения (подтверждения) правдивых показаний.
Внезапность – в процессе ложных следователь внезапно предлагает какое-либо действие, которое, по мнению подозреваемого, не может иметь место. Это либо предложение очной ставки или же предъявление улик, которые, по мнению допрашиваемого, никак не должны быть у следователя. Это мощный эмоциональный прием, по реакции на который следователь может сделать определенные выводы. Иногда перед допросом заранее готовят помещение, где располагают, например, орудия убийства. Увидев свой «инструментарий» подозреваемы теряет самообладание, после чего работать с ним становится неизмеримо проще.
Последовательность – этот прием противоположен предыдущему, когда во время допроса неспешно и последовательно предъявляются доказательства по методу нарастания их доказательной силы, давая подследственному почувствовать каждый шаг доказательства в отдельности и в целом.
Использование эмоций – во время проявления тех или иных эмоциональных состояний (вспыльчивость, чувственность, сентиментальность, тщеславие), особенно во время «эмоционального взрыва» обвиняемого может «понести» и он может проговориться или начнет говорить правду.
Инерция – беседа начинается с отвлеченной темы, устанавливается раппорт, после чего разговор становится постепенно ближе к сути рассматриваемого дела. Активная вовлеченность в посторонний разговор по инерции может привести к получению важной информации, которую допрашиваемый изначально утаивал. Этот метод можно применять многократно во время одного и того же допроса.
Отвлечение внимания– во время допроса подозреваемый всегда стремиться определить - что уже известно следователю. Это помогает выбрать правильную тактику поведения на допросе. Но опытные следователи обычно умело переводят разговор на малозначимые детали происшествия, что снижает бдительность допрашиваемого и он с меньшей осторожностью относится к информации, которую хотел утаить.
Создание впечатления хорошей осведомленности – следователь блефует, используя небольшую, но правдивую информацию, недомолвки, иронические высказывания, что формирует у допрашиваемого ощущение, что следователь все знает и запираться бесполезно.
Совместная работа с «белыми пятнами» - следователь, располагая определенными фактами, стремиться их расположить в стройной логической последовательности, после чего вместе с подозреваемым пытается достроить недостающие места в их логической цепочке. Эта работа вызывает у допрашиваемого ощущение беспокойства, что формирует желание поскорее от него избавиться, достроить этот навязанный следователем логический ряд, «облегчиться», «снять грех с души».
Скоростной допрос – давление за счет темпа ведения допроса, который не оставляет времени для раздумий. В такой ситуации у допрашиваемого могут проявиться важные для прояснения обстоятельств дела ошибки и значимые оговорки. Это можно использовать для дальнейшего поиска истины.
Психология допроса свидетелей и потерпевших имеет свои особенности, и предусматривает наличие подготовительного этапа, где важны:
1) анализ материалов дела и круга вопросов, подлежащих выяснению;
2) изучение личности допрашиваемого;
3) обеспечение необходимых условий для допроса;
4) поведение самого следователя.
Основой для допроса является план, в котором определяется круг вопросов, требующих выяснения, их содержание и последовательность.
В непосредственном общении, следователь путем наблюдения получает информацию о внешнем облике свидетеля, потерпевшего, уровне их культуры, особенностях мимики, жестов, желании оказать помощь следствию.
Психологическое значение имеет время и способ вызова, а также обстановка и место проведения следственного действия. По общему правилу, свидетели и потерпевшие должны быть допрошены как можно скорее. Но если свидетель или потерпевший находятся в состоянии душевного волнения, растерянности, то допрос следует отложить. Определяя время вызова, нужно стараться сочетать интересы дела с делами и интересами вызываемых. Вызов не должен причинять допрашиваемым излишних трудностей и неприятных переживаний, которые могут осложнить отношения со следователем.
Лучше допрос проводить в нерабочее для них время, и не заставлять долго ждать в приемной или переносить допрос на другое время. Если показания очень важны для дела, то лучше для вызова воспользоваться телефоном, что будет способствовать установлению психологического контакта, позволит снять излишнее волнение, свойственное людям, вызываемым на допрос. Телефон способствует соблюдению конфиденциальности вызова, что необходимо учитывать и при отправлении письменной повестки. Она должна быть запечатана в конверте, чтобы окружающие (соседи, родные, близкие, заинтересованные и посторонние лица) не смогли ознакомиться с ней.
В ряде случаев местом допроса может быть не только место производства следствия, но и место происшествия (когда необходимо что-то прояснить у свидетеля и потерпевшего на месте), а также домоуправление или местный общественный пункт охраны порядка по соображениям нежелательности огласки факта вызова потерпевшего или свидетеля.
Нельзя забывать и о нарвственно-этической стороне при выборе места допроса. К больным и лицам преклонного возраста необходимо следователю выезжать на дом (или в больницу), в ряде случаев необходимо разрешение врача.
Успешность допроса зависит и от обстановки его проведения. Психологические основы допроса заложены в законодательстве, где сказано, что «свидетели, вызванные по одному и тому же делу, допрашиваются порознь и в отсутствие других свидетелей…, а следователь принимает меры к тому, чтобы свидетели по одному и тому же делу не могли общаться между собой». Важнейшим психологическим правилом является допрос «с глазу на глаз», без посторонних лиц. Имеет значение обстановка кабинета, деловой и строгий стиль которой в большинстве случаев способствует доверительной беседе. Важно, чтобы на протяжении всего допроса ничто не отвлекало внимания следователя, потерпевшего, свидетеля, чтобы не мешали телефонные звонки, беседы с заходящими в кабинет сотрудниками.
Допрос – это длительное, содержательное, непосредственное общение следователя с допрашиваемым. Это диалог, где нередко сталкиваются два различных мировоззрения, две воли, две тактики борьбы, различные интересы. На допросе нередко решаются судьбы допрашиваемого и других лиц. Поэтому результат допроса во многом зависит от личностных качеств его участников, и в решающей мере от профессионально необходимых психологических качеств следователя. Принципиальный, справедливый, честный, доброжелательный следователь вызывает уважение у допрашиваемого, желание дать правдивые показания, помочь следствию.
Важны и такие социально-психологические качества, как выдержка, самообладание, эмоциональная устойчивость, жизненный опыт, профессиональные знания, способность логически правильно вести допрос. Умение найти нужный индивидуальный подход к допрашиваемому – одна из основных задач следователя. Этот подход предусматривает учет возраста, пола, образования, профессии, жизненного опыта допрашиваемого, уровня культуры, интересов, взглядов, испытываемых в момент допроса психических состояний.
К внешним коммуникативным качествам следователя относятся внешний вид, физические данные, манера поведения, стиль одежды и т.п. Подтянутость, аккуратность, простота, общительность следователя, скромный, деловой стиль одежды, внимательность, доброжелательность – все это способствует появлению доверия, готовности к общению со стороны допрашиваемых.
Необходимо учитывать и психологическое состояние свидетеля, пришедшего на допрос (волнение, растерянность). Помехой могут быть и отдельные психологические качества свидетеля: недоверчивость, замкнутость, чрезмерная стеснительность, необщительность. Поэтому перед допросом необходимо провести предварительную беседу для снятия психического напряжения, устранения недоверия, появления готовности дать правдивые показания.