Конспект лекций по предмету "Экономика"


Поведение фирмы на олигополистическом рынке.

Олигополистический рынок. Олигополия — это такая рыноч­ная структура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах на рын­ке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.
Существует два вида олигополии. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят идентичный продукт. Второй — когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары.
Однако в том и другом случае фирмы осознают взаимозависи­мость своих продаж, объемов производства, инвестиций и реклам­ной деятельности. Так, если одна фирма будет усиленно рекламиро­вать свою продукцию или участвовать в создании новой модели из­делия, то она должна почти наверняка ожидать аналогичных дейст­вий со стороны своих конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и поэтому, принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.
Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает сопер­ничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу «всех против всех». В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или же — в качестве другой крайно­сти — бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения.
Последний вариант чаще всего осуществляется в форме цено­вой войны - постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою очередь тоже снизят свои цены. Этот про­цесс может иметь несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы: оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются со средними издержками. В этом случае исчезнет ис­точник экономической прибыли и на рынке воцарится ситуация, близкая к совершенной конкуренции. От подобного исхода в выиг­рышном положении, естественно, остаются потребители, в то вре­мя как производители все до одного никакого выигрыша не полу­чают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений, основанных на учете возмож­ного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция. Процесс принятия подобных решений рассматривается на примере взаимоотношения двух фирм в модели дуополии, впер­вые предложенной французским экономистом А. Курно в 1838 г.
Модель Курно. Предположим, что обе фирмы (А и Б) про­изводят однородный товар и знают кривую рыночного спроса на него. Каждая фирма должна решить, сколько продукции выпускать, и обе фирмы принимают свои решения одновременно и независи­мо друг от друга. При принятии решений каждая из двух фирм исходит из того, что ее конкурент тоже принимает решения по объему производства и что конечная цена будет зависеть от сово­купного объема производства обеих фирм. Условием модели явля­ется также предположение о постоянном объеме производства кон­курента, на основе чего принимается собственное решение по объ­ему выпуска.
Чтобы увидеть, как это происходит, рассмотрим решение по объему производства, принимаемое фирмой А. Допустим, фирма А считает, что фирма Б ничего производить не будет. Тогда ее кри­вая спроса полностью совпадает с кривой рыночного спроса D1(0).
При этом предельный доход будет изображать кривая VR1(0) (см. рис. 3).

Рис.3. Оптимизация объема производства фирмы А в зависимости от объема производства фирмы Б.
Как видно на графике, фирма А будет максимизировать при­быль при объеме 50 единиц, так как именно в этом случае пре­дельный доход IR1(0) сравняется с предельными издержками МС1. Следовательно, если фирма Б ничего не производит, фирма А бу­дет выпускать 50 единиц товара.
Если фирма А считает, что фирма Б выпускает 50 единиц, то­гда кривая спроса фирмы А представляет собой кривую рыночно­го спроса, смещенную влево на 50 единиц. На рис. 3 это отме­чено как D1(50), чему соответствует кривая предельного дохода IR1(50). В этом случае максимизирующий прибыль объем произ­водства фирмы А равен 25 единицам (точка, где IR1(50)=МС1).
Предположим, что фирма А рассчитывает, что фирма Б будет производить 75 единиц, тогда новая кривая спроса фирмы А будет D1 (75). Теперь максимизирующий прибыль объем производства фирмы А равен 12,5 (точка, где IR1(75)=МС1). Наконец, пусть фирма А полагает, что фирма Б производит 100 единиц, тогда кривые спроса и предельного дохода фирмы А (не показанные на графике) пересекут кривую ее предельных издержек на вертикаль­ной оси. Если фирма А предполагает, что фирма Б будет произво­дить 100 единиц, то фирма А не будет выпускать продукции.
Таким образом, максимизирующий прибыль объем производства фирмы А изменяется в зависимости от изменения объема произ­водства фирмы Б.
На рис. 4 изображена реакция фирмы А на изменение вы­пуска фирмой Б. Кривая реакции фирмы А — QА(QБ). Осуществив аналогичный анализ для фирмы Б, мы получим кривую реакции фирмы Б — QБ (QА).
Пересечение кривых реакции этих двух фирм (точка Е) показы­вает равновесие Курно. При таком равновесии каждая фирма пра­вильно угадывает поведение конкурента и принимает для себя оп­тимальное решение. В зависимости от этого она может максими­зировать прибыль.
Мы определили равновесие Курно для двух фирм. Однако оно может быть найдено и для большего числа фирм, и можно дока­зать в общем виде, что если отрасль включает n фирм, то каждая из них будет производить общего объема рынка, а все вместе они будут выпускать объема рынка. Очевидно, что по мере роста числа фирм уровни цен и объемов производства будут все более приближаться к уровню, характерному для совершенной конкуренции.
Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Однако ситуация принципиально изменится, если они смогут договориться между собой и выбрать свои объемы производства на совместной, а не на конкурентной основе.


Рис.4. Равновесие Курно.

Предположим, что кривая рыночного спроса дуополистов (А и Б) описывается уравнением Р = 60 - Q, где Q — совокупное произ­водство обеих фирм (т. е. Q=QА+QБ).
Предположим также, что у обеих фирм предельные издержки равны нулю: МС1=МС2=0.
В этом случае кривая реакции фирмы А будет определяться следующим образом. Для максимизации прибыли предельные из­держки фирмы должны быть равны предельному доходу. При этом общий доход фирмы А будет составлять:
RА=PQА=(60 - Q)×QА;
RА=60QА - (QА + QБ)×QА;
RА=60QА - - QА×QБ.
Предельный доход фирмы MRA может быть рассчитан по формуле
[1]
Теперь, поскольку мы предположили, что предельные издержки равны нулю, решая уравнение относительно QА, получим кривую реакции фирмы А:
[2]
Такие же расчеты по фирме Б дадут нам кривую реакции фирмы Б:
[3]
Заменяя QА в уравнении 2 выражением из правой части урав­нения 3, мы видим, что равновесными объемами производства яв­ляются:
QА = QБ = 20.
Это и будет равновесие Курно, которое на рис. 5 находится на пересечении кривых реакции фирм А и Б.
При равновесии Курно = 20 общее количество Q = QА + QБ = 40, а равновесная рыночная цена P составляет: P= 60 - 40 = 20.
Если фирмы договорятся, они установят свои объемы произ­водства таким образом, чтобы максимизировать совокупную при­быль и разделить ее поровну. Совокупная прибыль максимизирует­ся при условии равенства предельного дохода и предельных издер­жек, которые в нашем примере равны нулю.

Рис.5. Равновесие Курно, договорное равновесие и конкурентное равновесие.

Совокупный доход двух фирм составляет:
,
а поэтому предельный доход: .
При MR=0 совокупная прибыль максимизируется при Q=30.
Любое сочетание объемов производства QА и QБ, которые при сложении дают 30, максимизирует совокупную прибыль.
Кривая QА + QБ = 15, которая называется кривой контракта, указывает различные наборы объемов производства QА и QБ, кото­рые максимизируют совокупную прибыль. Если фирмы соглашают­ся поделить прибыли поровну, каждая будет производить половину продукции:
QА = QБ = 15.
Как видим, при договорном равновесии обе фирмы будут про­изводить меньше и получать более высокие прибыли, чем при равновесии Курно.
Олигополистнческие союзы. Фирмы должны решить, следует ли им агрессивно конкурировать, пытаясь захватить большую долю рынка за счет конкурента, или «сотрудничать» и конкурировать бо­лее пассивно, сосуществуя со своим конкурентом и довольствуясь имеющейся долей, а может быть, даже тайно сговариваясь с ним.
Если фирмы пассивно конкурируют, устанавливая высокие це­ны и ограничивая объемы производства, они получат более высо­кие прибыли, чем при агрессивной конкуренции. Но фирмы стоят перед дилеммой, когда ни одна из них не может ни доверять другой, ни ожидать, что ее конкурент назначит более высокую це­ну. В итоге, как уже отмечалось, рациональное поведение каждой из них ведет к очевидно нерациональному результату для обеих.
Картель, Когда олигополистические фирмы идут навстречу друг другу и открыто договариваются о ценах и объемах выпуска, то в этом случае они образуют картель. Картели возникли в прошлом веке и существовали во многих отраслях промышленности на за­конном основании до конца 30-х годов XX века. Однако в боль­шинстве стран современного мира картельный сговор является про­тивоправным, и в случае его обнаружения руководители корпораций наказываются по всей строгости закона. Из современных легальных картелей наиболее известным является ОПЕК — Организация стран — экспортеров нефти. ОПЕК была образована в 1960 г., но начала активно действовать только в 1983 г. Опыт ее деятельности показывает, что соблюдение согласованных мер, главным образом поддержания монопольной цены на нефть, является нелегкой зада­чей для ее участников. Дело в том, что страны — члены ОПЕК не единственные в мире производители нефти. Нефть добывают США, Россия, Мексика, Великобритания, Норвегия и ряд других стран. В этих условиях сохранять монопольные цены за счет манипулирова­ния объемами выпуска крайне трудно, а иногда и невыгодно, осо­бенно самому крупному участнику ОПЕК — Саудовской Аравии.
Картель — классический пример кооперативной игры, основан­ной на сотрудничестве участников, число которых может быть равно 2, 3, ..., n. Обязательным условием картельного соглашения является получение каждым его участником результата не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против не­го всех других олигополистов. В противном случае картель не имеет смысла. Нечто подобное иногда дает о себе знать в рамках ОПЕК. Саудовская Аравия как доминирующий участник внутри ОПЕК вынуждена ради поддержания мировой цены идти на круп­ные ограничения собственного производства, что противоречит ее национальным интересам.
Поскольку, как отмечалось, явные картельные союзы между корпорациями в настоящее время в основном запрещены, так как ведут к образованию чистой (абсолютной) монополии, олигополисты идут на молчаливый, тайный сговор.
Тайный сговор — это негласное соглашение о ценах, объемах продаж и других способах ограничения конкуренции, которое по­зволяет фирмам максимизировать прибыль.
Наиболее типичной формой тайного сговора является лидерст­во в ценах. Лидерство в ценах — это олигополистическая ситуа­ция, в которой существует доминирующая фирма (ценовой лидер), проявляющая инициативу по изменению цен, а другие фирмы сле­дуют ее примеру. Такая форма становится необходимой, так как фирмам бывает трудно договориться о том, какой будет цена.
Лидерство доминирующей фирмы предполагает соблюдение не­скольких условий:
1. Ценовой лидер должен превосходить всех по экономической мощи или по технической оснащенности (как это было с «Джене­рал Моторс» — традиционным лидером на протяжении многих лет в автомобильной отрасли США).
2. Он должен устанавливать такой уровень цен, чтобы пре­дельные издержки были ниже этого уровня (P > МС).
3. Чтобы цены обеспечивали достаточный сбыт продукции ос­тальных фирм.
Ценовой лидер должен постоянно «оглядываться назад», чтобы «корабль не сел на мель». В противном случае другие фирмы мо­гут наложить вето на изменение цены и даже избрать другого ли­дера.
Корректное, гибкое лидерство в ценах способно обеспечить эф­фект картеля, а значит, добиться результата, описанного в модели чистой монополии.
Когда ценовой лидер меняется, мы сталкиваемся с ситуацией барометрического лидерства.
Когда же несколько фирм занимают примерно одинаковые час­ти рынка и не сильно отличаются по объемам производства и из­держкам друг от друга, на олигополистическом рынке может иметь место лидерство в результате сговора. В этой ситуации инициатива любой фирмы отвечает интересам остальных, и их полное согласие составляет основу этой формы лидерства в ценах.
Одной из форм несовершенной конкуренции является монопо­лия, практикующая ценовую дискриминацию. Термином «дискрими­нация» обозначается разное отношение к партнерам, которое тем самым искажает условия конкуренции между ними. Продажа това­ра или услуги данного качества и при данных затратах по раз­личным ценам различным покупателям называется ценовой дискри­минацией. Примеры ценовой дискриминации разнообразны: врач устанавливает различные гонорары в зависимости от уровня дохо­дов его пациентов; места в театре стоят дороже в партере, чем на балконе; различные тарифы для промышленного и домашнего пользования электричеством и т. д.
Смысл дискриминации — использовать все возможности для на­значения максимальной цены на каждую единицу продаваемого то­вара.
Чтобы фирма могла использовать практику ценовой дискрими­нации покупателей, необходимо соблюдение нескольких условий. Во-первых, продажу одного и того же товара по разным ценам можно вести, если продавец защищен от конкуренции (т.е. являет­ся монополистом). Это значит, что фирма должна добиться, чтобы возможные конкуренты не могли продать товар дешевле там, где она хочет продать его дороже. Во-вторых, у покупателей не должно быть возможности покупать там, где продают дешевле.
Однако этих условий еще недостаточно, чтобы понять главное: откуда вообще берутся разные цены на один и тот же товар, если нет различий в затратах?
Дело в том, что установление цен зависит не только от инте­ресов продавцов-монополистов, но и от оценки товара покупате­лями. Как известно, в глазах разных покупателей одно и то же благо имеет разную полезность, поэтому и цены, которые они мо­гут платить, будут разными.
Поскольку существуют разные группы покупателей — весьма богатые, со средними доходами, малоимущие,— то монополист рас­познает эти группы и учитывает их готовность платить разные це­ны за одинаковый товар. Главная причина такой готовности — различие эластичности спроса: у богатых — более жесткий спрос, у менее зажиточных — более эластичный. В итоге каждая группа покупателей приносит фирме, практикующей дискриминацию, максимально возможные прибыли.



Рис.6. Признаки олигополистического рынка.

Рис. 7. Характеристики олигополистического рынка.

Рис.8. Олигопольное взаимодействие.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.