Олигополистический рынок. Олигополия — это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.
Существует два вида олигополии. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят идентичный продукт. Второй — когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары.
Однако в том и другом случае фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Так, если одна фирма будет усиленно рекламировать свою продукцию или участвовать в создании новой модели изделия, то она должна почти наверняка ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и поэтому, принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.
Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу «всех против всех». В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или же — в качестве другой крайности — бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения.
Последний вариант чаще всего осуществляется в форме ценовой войны - постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою очередь тоже снизят свои цены. Этот процесс может иметь несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы: оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются со средними издержками. В этом случае исчезнет источник экономической прибыли и на рынке воцарится ситуация, близкая к совершенной конкуренции. От подобного исхода в выигрышном положении, естественно, остаются потребители, в то время как производители все до одного никакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений, основанных на учете возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция. Процесс принятия подобных решений рассматривается на примере взаимоотношения двух фирм в модели дуополии, впервые предложенной французским экономистом А. Курно в 1838 г.
Модель Курно. Предположим, что обе фирмы (А и Б) производят однородный товар и знают кривую рыночного спроса на него. Каждая фирма должна решить, сколько продукции выпускать, и обе фирмы принимают свои решения одновременно и независимо друг от друга. При принятии решений каждая из двух фирм исходит из того, что ее конкурент тоже принимает решения по объему производства и что конечная цена будет зависеть от совокупного объема производства обеих фирм. Условием модели является также предположение о постоянном объеме производства конкурента, на основе чего принимается собственное решение по объему выпуска.
Чтобы увидеть, как это происходит, рассмотрим решение по объему производства, принимаемое фирмой А. Допустим, фирма А считает, что фирма Б ничего производить не будет. Тогда ее кривая спроса полностью совпадает с кривой рыночного спроса D1(0).
При этом предельный доход будет изображать кривая VR1(0) (см. рис. 3).
Рис.3. Оптимизация объема производства фирмы А в зависимости от объема производства фирмы Б.
Как видно на графике, фирма А будет максимизировать прибыль при объеме 50 единиц, так как именно в этом случае предельный доход IR1(0) сравняется с предельными издержками МС1. Следовательно, если фирма Б ничего не производит, фирма А будет выпускать 50 единиц товара.
Если фирма А считает, что фирма Б выпускает 50 единиц, тогда кривая спроса фирмы А представляет собой кривую рыночного спроса, смещенную влево на 50 единиц. На рис. 3 это отмечено как D1(50), чему соответствует кривая предельного дохода IR1(50). В этом случае максимизирующий прибыль объем производства фирмы А равен 25 единицам (точка, где IR1(50)=МС1).
Предположим, что фирма А рассчитывает, что фирма Б будет производить 75 единиц, тогда новая кривая спроса фирмы А будет D1 (75). Теперь максимизирующий прибыль объем производства фирмы А равен 12,5 (точка, где IR1(75)=МС1). Наконец, пусть фирма А полагает, что фирма Б производит 100 единиц, тогда кривые спроса и предельного дохода фирмы А (не показанные на графике) пересекут кривую ее предельных издержек на вертикальной оси. Если фирма А предполагает, что фирма Б будет производить 100 единиц, то фирма А не будет выпускать продукции.
Таким образом, максимизирующий прибыль объем производства фирмы А изменяется в зависимости от изменения объема производства фирмы Б.
На рис. 4 изображена реакция фирмы А на изменение выпуска фирмой Б. Кривая реакции фирмы А — QА(QБ). Осуществив аналогичный анализ для фирмы Б, мы получим кривую реакции фирмы Б — QБ (QА).
Пересечение кривых реакции этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно. При таком равновесии каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает для себя оптимальное решение. В зависимости от этого она может максимизировать прибыль.
Мы определили равновесие Курно для двух фирм. Однако оно может быть найдено и для большего числа фирм, и можно доказать в общем виде, что если отрасль включает n фирм, то каждая из них будет производить общего объема рынка, а все вместе они будут выпускать объема рынка. Очевидно, что по мере роста числа фирм уровни цен и объемов производства будут все более приближаться к уровню, характерному для совершенной конкуренции.
Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Однако ситуация принципиально изменится, если они смогут договориться между собой и выбрать свои объемы производства на совместной, а не на конкурентной основе.
Рис.4. Равновесие Курно.
Предположим, что кривая рыночного спроса дуополистов (А и Б) описывается уравнением Р = 60 - Q, где Q — совокупное производство обеих фирм (т. е. Q=QА+QБ).
Предположим также, что у обеих фирм предельные издержки равны нулю: МС1=МС2=0.
В этом случае кривая реакции фирмы А будет определяться следующим образом. Для максимизации прибыли предельные издержки фирмы должны быть равны предельному доходу. При этом общий доход фирмы А будет составлять:
RА=PQА=(60 - Q)×QА;
RА=60QА - (QА + QБ)×QА;
RА=60QА - - QА×QБ.
Предельный доход фирмы MRA может быть рассчитан по формуле
[1]
Теперь, поскольку мы предположили, что предельные издержки равны нулю, решая уравнение относительно QА, получим кривую реакции фирмы А:
[2]
Такие же расчеты по фирме Б дадут нам кривую реакции фирмы Б:
[3]
Заменяя QА в уравнении 2 выражением из правой части уравнения 3, мы видим, что равновесными объемами производства являются:
QА = QБ = 20.
Это и будет равновесие Курно, которое на рис. 5 находится на пересечении кривых реакции фирм А и Б.
При равновесии Курно = 20 общее количество Q = QА + QБ = 40, а равновесная рыночная цена P составляет: P= 60 - 40 = 20.
Если фирмы договорятся, они установят свои объемы производства таким образом, чтобы максимизировать совокупную прибыль и разделить ее поровну. Совокупная прибыль максимизируется при условии равенства предельного дохода и предельных издержек, которые в нашем примере равны нулю.
Рис.5. Равновесие Курно, договорное равновесие и конкурентное равновесие.
Совокупный доход двух фирм составляет:
,
а поэтому предельный доход: .
При MR=0 совокупная прибыль максимизируется при Q=30.
Любое сочетание объемов производства QА и QБ, которые при сложении дают 30, максимизирует совокупную прибыль.
Кривая QА + QБ = 15, которая называется кривой контракта, указывает различные наборы объемов производства QА и QБ, которые максимизируют совокупную прибыль. Если фирмы соглашаются поделить прибыли поровну, каждая будет производить половину продукции:
QА = QБ = 15.
Как видим, при договорном равновесии обе фирмы будут производить меньше и получать более высокие прибыли, чем при равновесии Курно.
Олигополистнческие союзы. Фирмы должны решить, следует ли им агрессивно конкурировать, пытаясь захватить большую долю рынка за счет конкурента, или «сотрудничать» и конкурировать более пассивно, сосуществуя со своим конкурентом и довольствуясь имеющейся долей, а может быть, даже тайно сговариваясь с ним.
Если фирмы пассивно конкурируют, устанавливая высокие цены и ограничивая объемы производства, они получат более высокие прибыли, чем при агрессивной конкуренции. Но фирмы стоят перед дилеммой, когда ни одна из них не может ни доверять другой, ни ожидать, что ее конкурент назначит более высокую цену. В итоге, как уже отмечалось, рациональное поведение каждой из них ведет к очевидно нерациональному результату для обеих.
Картель, Когда олигополистические фирмы идут навстречу друг другу и открыто договариваются о ценах и объемах выпуска, то в этом случае они образуют картель. Картели возникли в прошлом веке и существовали во многих отраслях промышленности на законном основании до конца 30-х годов XX века. Однако в большинстве стран современного мира картельный сговор является противоправным, и в случае его обнаружения руководители корпораций наказываются по всей строгости закона. Из современных легальных картелей наиболее известным является ОПЕК — Организация стран — экспортеров нефти. ОПЕК была образована в 1960 г., но начала активно действовать только в 1983 г. Опыт ее деятельности показывает, что соблюдение согласованных мер, главным образом поддержания монопольной цены на нефть, является нелегкой задачей для ее участников. Дело в том, что страны — члены ОПЕК не единственные в мире производители нефти. Нефть добывают США, Россия, Мексика, Великобритания, Норвегия и ряд других стран. В этих условиях сохранять монопольные цены за счет манипулирования объемами выпуска крайне трудно, а иногда и невыгодно, особенно самому крупному участнику ОПЕК — Саудовской Аравии.
Картель — классический пример кооперативной игры, основанной на сотрудничестве участников, число которых может быть равно 2, 3, ..., n. Обязательным условием картельного соглашения является получение каждым его участником результата не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов. В противном случае картель не имеет смысла. Нечто подобное иногда дает о себе знать в рамках ОПЕК. Саудовская Аравия как доминирующий участник внутри ОПЕК вынуждена ради поддержания мировой цены идти на крупные ограничения собственного производства, что противоречит ее национальным интересам.
Поскольку, как отмечалось, явные картельные союзы между корпорациями в настоящее время в основном запрещены, так как ведут к образованию чистой (абсолютной) монополии, олигополисты идут на молчаливый, тайный сговор.
Тайный сговор — это негласное соглашение о ценах, объемах продаж и других способах ограничения конкуренции, которое позволяет фирмам максимизировать прибыль.
Наиболее типичной формой тайного сговора является лидерство в ценах. Лидерство в ценах — это олигополистическая ситуация, в которой существует доминирующая фирма (ценовой лидер), проявляющая инициативу по изменению цен, а другие фирмы следуют ее примеру. Такая форма становится необходимой, так как фирмам бывает трудно договориться о том, какой будет цена.
Лидерство доминирующей фирмы предполагает соблюдение нескольких условий:
1. Ценовой лидер должен превосходить всех по экономической мощи или по технической оснащенности (как это было с «Дженерал Моторс» — традиционным лидером на протяжении многих лет в автомобильной отрасли США).
2. Он должен устанавливать такой уровень цен, чтобы предельные издержки были ниже этого уровня (P > МС).
3. Чтобы цены обеспечивали достаточный сбыт продукции остальных фирм.
Ценовой лидер должен постоянно «оглядываться назад», чтобы «корабль не сел на мель». В противном случае другие фирмы могут наложить вето на изменение цены и даже избрать другого лидера.
Корректное, гибкое лидерство в ценах способно обеспечить эффект картеля, а значит, добиться результата, описанного в модели чистой монополии.
Когда ценовой лидер меняется, мы сталкиваемся с ситуацией барометрического лидерства.
Когда же несколько фирм занимают примерно одинаковые части рынка и не сильно отличаются по объемам производства и издержкам друг от друга, на олигополистическом рынке может иметь место лидерство в результате сговора. В этой ситуации инициатива любой фирмы отвечает интересам остальных, и их полное согласие составляет основу этой формы лидерства в ценах.
Одной из форм несовершенной конкуренции является монополия, практикующая ценовую дискриминацию. Термином «дискриминация» обозначается разное отношение к партнерам, которое тем самым искажает условия конкуренции между ними. Продажа товара или услуги данного качества и при данных затратах по различным ценам различным покупателям называется ценовой дискриминацией. Примеры ценовой дискриминации разнообразны: врач устанавливает различные гонорары в зависимости от уровня доходов его пациентов; места в театре стоят дороже в партере, чем на балконе; различные тарифы для промышленного и домашнего пользования электричеством и т. д.
Смысл дискриминации — использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую единицу продаваемого товара.
Чтобы фирма могла использовать практику ценовой дискриминации покупателей, необходимо соблюдение нескольких условий. Во-первых, продажу одного и того же товара по разным ценам можно вести, если продавец защищен от конкуренции (т.е. является монополистом). Это значит, что фирма должна добиться, чтобы возможные конкуренты не могли продать товар дешевле там, где она хочет продать его дороже. Во-вторых, у покупателей не должно быть возможности покупать там, где продают дешевле.
Однако этих условий еще недостаточно, чтобы понять главное: откуда вообще берутся разные цены на один и тот же товар, если нет различий в затратах?
Дело в том, что установление цен зависит не только от интересов продавцов-монополистов, но и от оценки товара покупателями. Как известно, в глазах разных покупателей одно и то же благо имеет разную полезность, поэтому и цены, которые они могут платить, будут разными.
Поскольку существуют разные группы покупателей — весьма богатые, со средними доходами, малоимущие,— то монополист распознает эти группы и учитывает их готовность платить разные цены за одинаковый товар. Главная причина такой готовности — различие эластичности спроса: у богатых — более жесткий спрос, у менее зажиточных — более эластичный. В итоге каждая группа покупателей приносит фирме, практикующей дискриминацию, максимально возможные прибыли.
Рис.6. Признаки олигополистического рынка.
Рис. 7. Характеристики олигополистического рынка.
Рис.8. Олигопольное взаимодействие.