Развитие государства связано с изменением финансовой политики, что связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп, господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Выделяют три основных типа фин. политики:
1. Классический тип основан на трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823). Основное его направление невмешательства государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма, как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение гос. расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета. (Этот тип был характерен большинству стран до конца 20х годов)
2. Вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики было обусловлено бурным развитием производительных сил, обострившаяся к концу 20 х годов нашего столетия (основатель Дж. Кейнс 1883-1946). Фин. политика стала преследовать цель использовать фин. механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основным инструментом вмешательства в экономику становятся госуд. расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому гос. расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение НД и способствуют ликвидации безработицы.
Изменяется и система налогов, среди которых главным следует считать подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в фин. механизме уделяется системе госкредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
Изменяется система управления финансами: власть единого органа возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. Кейнсианская регулирующая фин. политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах (30-60х г.) Фин. механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения НД через фин. систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сохранения и уменьшения степени прогрессивности обложения.
3. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в т.ч. и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления). Эта политика проводилась в социалистических странах и СССР до 1991г.
Основа современной финансовой политики – это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация гос. собственности и переход к смешанной политике, базирующейся на умелом сочетании частных и гос. хозяйствующих субъектов. Все экономические субъекты получают единые правила распределения созданных финансовых ресурсов на достаточно длительную перспективу. В этих условиях всю тяжесть налогового бремени несут плательщики.
Изменяется и организация бюджетной системы – вместо централизованной пришла бюджетная система, основанная на реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. С 1994 применяется система транспортных платежей, которая позволяет увязать объем предоставляемых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Большое значение в плане активизации финансовой политики имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального метода все более широкое развитие получает горизонтальное перераспределение средств. Для этой цели используется формируемый в настоящее время финансовый рынок, посредством которого финансовые ресурсы перераспределяются между экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.
Широкое распределение получила система внебюджетных фондов государства. Она позволяет сконцентрировать необходимые средства для целевого финансирования социальных расходов.
Произошла демонополизация страхового дела, и появление страхового рынка - созданию независимых частных страховых компаний, введению новых отраслей и видов страхования.
Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому органу управления- Минфин финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Гос. налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, счетная палата, гос. таможенный комитет и т.д.
Продолжается государственная поддержка структурной перестройки экономики посредством проведения налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства направленные на инвестиции будут предоставляться в первую очередь для промышленных высокоэффективных проектов на конкурсной основе.
Продолжается совершенствование бюджетного устройства, развитию и регулированию рынка ценных бумаг.