Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части – НД, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятия.
Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на соц. цели и налоговую политику. Гос. финансы, и прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа.
За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.
Последнее время сокращаются объемы централизованных капитальных вложений. Недостаточны объемы государственных инвестиционных кредитов.
Инвестиционная деятельность особенно сокращается в производственной сфере по всем народнохозяйственным комплексам. Одна из причин этого – кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно существенно свертывание капитального строительства в отраслях топливно-энергетического и агропромышленного комплексов. Для инвесторов более предпочтительна непроизводственная сфера, в частности успешно развивается жилищное строительство.
Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.
Несмотря на резкое снижения бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства для предприятий в рыночной экономике облегчаются вследствие возросшей доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличивающейся амортизации в результате четырежды проведенной в 1992, 1994, 1995, 1996 годах переоценки основных фондов, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке (финансовый рынок включает кратко-, средне-, и долгосрочных капиталов и фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг – акций, облигаций и др.). Доля собственных средств предприятий в общем объеме капиталовложений в настоящее время превышает бюджетные ассигнования на эти цели (1994 г. – доля собственных средств предприятий в объеме инвестиций составила 58,3%, в1995 – 62,3%).
Инвестиционная политика в 1998-2002 годах осуществляется в следующих направлениях:
- дальнейшая децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
- государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально-значимых объектов, имеющих некоммерческий характер;
- размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и госуд. финансирования инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;
- усиление госуд. контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;
- значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиций проектов;
- использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;
- совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций.
Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными на создании дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни, стимулирование собственной инвестиционной активности предприятий.
Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы – в настоящее время налоговая политика не стимулирует расширенное воспроизводство. Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы соц. расходов вызывается во многом требованиями НТП. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.
Прекращение спада производства и экономический рост возможны только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепление покупательной силы рубля, облегчение налогообложения производственных предприятий.