Конспект лекций по предмету "Менеджмент"


Виды и формы организационных конфликтов

I. Личностный, или психологический, конфликт затрагивает только структуру сознания личности (члена организации) и психику человека, поэтому они не могут напрямую воздейст­вовать на процессы, протекающие в организации, но служат основой для межличностных и социальных конфликтов. Личностный конфликт как правило протекает в двух основных формах:
1) Ролевой конфликт – его основу составляют трудности выполне­ния сотрудником своей роли, несоответствие ожиданиям, предъявляемым к члену организации, занимающему определенный статус в организации. Инициатором конфликта может быть как рядо­вой исполнитель, у которого работа вызывает раздражение и протест (что приводит к неудовлетворительной оценке его деятельности руко­водством организации или подразделения), так и руководитель, кото­рый не может или не хочет, соответствовать ролевым требованиям или не выполняет нормативные указания или запреты. Причинами роле­вых конфликтов в организациях могут быть следующие:
· недостаточная, слабая ролевая подготовка;
· неудовлетворенность существующим статусом (например, работ­ник считает, что он достоин более высокой должности);
· неприятные моменты, сопутствующие выполнению работником своей роли (монотонная, нервная, грязная работа);
· предъявление противоречивых требований к результатам работы, что вызывает неопределенность ролевых ожиданий;
· двойственность при выполнении социальных ролей (или двойные стандарты деятельности);
· несовместимость предъявляемых требований с точки зрения работника;
· несовместимость ролевых требований с потребностями, установ­ками и ценностями работника.
2) Мотивационный конфликт – в его основе лежит недостаточная или неправильная мотивация индивида в организации, а также неудовлетворенность работой, условиями труда, неуверенность в собственных силах и т.д. Этот конфликт может быть внутриличностным в том случае, если индивид не иден­тифицирует причину неудовлетворенности с действиями конкретных социальных объектов своего окружения.
II. Межличностный, или социально-психологический конфликт – имеет две разновидности в зависимости от широты зоны разногласий:
- конфликт охватывает двух или более членов организации, каж­дый из которых не представляет группу, т.е. группы не задействованы в конфликте;
- конфликт затрагивает отдельного работника и социальную группу. Такой конфликт начинается с негативных отношений между отдельными личностями, а группа представляет одну из сторон в конфликтном взаимодействии. Конфликт будет действительно меж­личностным в том случае, если работник (как конфликтующая сто­рона) считает, что вступил в конфликтное взаимодействие не с груп­пой, а с отдельными ее членами. Так, подразделения организации и социальные группы устанавливают для себя нормы поведения и объе­мы работ, и каждый работник должен их соблюдать, для того чтобы органично войти в неформальные группы, удовлетворяя тем самым свои потребности. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельного работника, может возникнуть конфликт. В частности, если кто-то хочет заработать больше, работая больше или перевыполняя норму, или кто-то желает работать меньше, чем остальные, то в обоих случаях группа предпримет меры соци­ального контроля и давления против как «чрезмерного» усердия, так и резкого снижения интенсивности труда.
Возможен конфликт между отдельным членом организации и социальной группой, если он занимает позицию, отличающуюся по ряду параметров от позиции группы. Например, на собрании руководителей подразделений обсуждается вопрос об увеличении объема продаж. Большинство считает, что этого можно добиться путем снижения цены. Но руководитель одного из подразделений организации твердо убежден, что такая тактика может привести к уменьшению прибыли и создаст впечатление на рынке, что продукт, производимый организацией, более низкого качества, чем у конкурентов. В этом случае между ним и дру­гими руководителями возможен межличностный конфликт.
Межличностный конфликт может возникнуть на почве должност­ных обязанностей руководителя, когда необходимо обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и проце­дуры, присущие данной организации. Если при этом руководитель принимает жесткие решения, не популярные среди подчиненных, группа может выступить против решений руководителя.
Выделяют следующие типы межличностных конфликтов.
1. Конфликты как агрессивная реакция на блокаду потребностей в достижении значимых целей трудовой деятельности. Например, неправильное с точки зрения работника решение производственной проблемы, борьба руководителей за дефицитные ресурсы, несправедливое вознаграждение со стороны руководителя и т.д. Все эти конфликты касаются только сферы трудовых взаимоотношений.
2. Конфликты как агрессивная реакция на блокаду личностных потребностей, связанных напрямую с производственной деятельнос­тью. К конфликтам этого типа относятся конфликты из-за «неспра­ведливого» распределения заданий; между работниками, претендую­щими на определенную должность при наличии одной вакансии, и т.д.
3. Конфликты, связанные с контролем за соблюдением норм организационной культуры – возникают, когда работник занимает позицию, отличную от позиции группы; следует нор­мативным образцам, отличающимся от групповых нормативных об­разцов; не выполняет нормативные требования, связанные с его ста­тусом в организации, и т.д.
4. Личные конфликты, связанные с несовместимостью ценностей, установок, ориентации отдельных членов организации, не связанных непосредственно с производственным процессом в организации.
III. Межгрупповой или социальный конфликт – возникает в тех случаях, когда интересы членов организации, образующих формальную или неформальную группу вступают в противоречие с интересами другой социальной группы. Основой межгруппового конфликта весьма часто бывает межличностный конфликт, так как индивиды всегда пытаются получить поддержку и ресурсы со стороны своего социального окружения.
Особенностью, присущей только межгрупповым конфликтам, яв­ляется их структурный характер, который проявляется в следующих моментах.
1. Наличие структурных причин конфликта.
2. Перенесение конфликтной ситуации на другие социальные группы в результате наличия системных связей между всеми компонентами и подразделениями организации. Фактически структурный характер конфликта означает, что нель­зя рассматривать конфликт только между двумя группами, исключая воздействие других структурных единиц организации.
3. Возможности нарушения целостности организации, появляю­щиеся в ходе конфликтных взаимодействий. Например, конфликт одного подразделения с организацией в целом может привести в пос­ледующем к попыткам этого подразделения выйти из организации или к попыткам полной структурной реорганизации вследствие внутренне­го стремления каждой структурной единицы (отдела, лаборатории, цеха и т.д.) к повышению степени своей функциональней автономии и степени функциональной значимости, которое в наибольшей степени проявляется именно во время конфликтных взаимодействий.
4. Охват в той или иной степени всех основных компонентов организации — целей, структуры, технологии, персонала, корпоративной культуры. Так, результатом межгруппового конфликта могут стать отклонения от культурных норм (и даже их изменения), перемещение персонала, изменение неформальной структуры и т.д.
Типичной причиной групповых конфликтов в организации явля­ются разногласия между линейным и штабным персоналом. Другими словами, между практическими руководителями и советниками выс­шего руководства.
По форме протекания конфликты подразделяются на открытые и скрытые.
1. Открытые конфликты – конфликтные взаимодействия проявляются в виде прямых протестов, косвенных акций (под­стрекательства), открытых взаимных обвинений, открытого пассивно­го сопротивления (невыполнение заданий или невыход на работу) и т.д. В зависимости от ситуации реакция соперника может быть от­крытой или скрытой. Однако последняя в данном случае не поощряет­ся, так как расценивается как проявление слабости или малодушия. Большинство открытых конфликтов достаточно хорошо структуриро­ваны, в них ярко выражены интересы и претензии сторон, резко очер­чены границы конфликтной ситуации.
С точки зрения управления и последующего гашения открытые конфликты более предпочтительны, но вместе с тем в силу своей ост­роты они могут быть разрушительны, и распространиться на другие структурные единицы организации.
2. Скрытые конфликты – составляют основную долю конфликтных взаимодействий, они подразделяются на два вида:
- конфликты, включающие в себя те же действия, что и при откры­том конфликте, но не выносимые на публику, информация о них до определенного момента сведена до минимума. К таким скрытым дей­ствиям следует отнести отказ в поддержке (под разными предлогами), регулирование производительности, утечку информации, саботаж, предоставление невыгодной работы (так как якобы ее некому больше выполнять) и т.д. При этом одна из сторон занимает позицию отстраненности, неведения, предоставления ненужной или даже вредной по последствиям помощи. Очень часто вред сопернику наносится через третьи лица или со ссылкой на высшие инстанции;
- психологические конфликты, в которых соперники пытаются воздействовать на цели, видение ситуации и способы достижения целей. При этом каждый пытается навязать со­пернику свою точку зрения таким образом, чтобы либо подавить стрем­ление соперников к сопротивлению, либо представить конфликтную ситуацию в выгодном для себя свете.
Одним из способов психологического воздействия на соперника в конфликте может быть угроза, запугивание или постоянное воздейст­вие на психическое состояние соперника с помощью силовых средств (психологическое подавление).
Другой способ психологического воздействия — попытки замаскировать свои действия, обмануть, запутать соперника. Это скрытая, за­вуалированная, но чрезвычайно активная борьба преследует цель на­вязать противнику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию, т.е. видение ситуации соперником (или «плац­дарм»), формирование цели по отношению к противоборствующей сто­роне и, наконец, выбор способа воздействия на противника в соответ­ствии с поставленной целью.
Результатом психологического воздействия может быть чувство неуверенности, недоверия, страха или досады у соперника, что по­глощает всю его энергию, изменяет мотивацию, а также заставляет просто идти на поводу у противника. Очень часто после успешного психологического воздействия и применения способов рефлексивно­го управления соперник не в состоянии отвечать на конфликтные действия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.