Человек осваивает мир в различных формах, приближаясь к раскрытию сущности бытия. При этом в зависимости от степени приближения к бытию, которое само по себе разнообразно, можно говорить и о многообразии форм и типов знания.
С многообразием знания мы сталкиваемся на каждом шагу. Уже при изучении предметов - дисциплин в школе, затем в вузе ученик и студент изучают как науки естественные (физику, химию, биологию) и гуманитарные (историю, теорию художественной культуры, филологию, психологию), так и целый ряд других. К их особенностям относится то, что все они представляют единую семью научного знания. Однако помимо научного существует еще обыденное знание, представленное в виде так называемого здравого смысла. Важно не просто зафиксировать данное многообразие, но в нем разобраться, осмыслить его.
Прежде всего, возникает вопрос: откуда берется данное многообразие?
В общем смысле на него можно ответить так: многообразие знания определяется многообразием самой действительности и форм ее освоения человеком.
Познавая мир, человек осваивает его, преследуя свои цели и удовлетворяя свои потребности. Поэтому разнообразие, знания имеет под собой причины как социального, так и субъективного порядка.
В истории философии преодоление этой дихотомии научного и вненаучного связывалось с понятием цельного знания, которое по своему существу представляет собой смысловое соединение разнообразных, в пределе - бесконечных представлений о вещи, дающих в итоге полную, всеобъемлющую картину ее бытия.
Таким образом, цельное знание — это знание, которое черпает свой материал в совокупном опыте человечества (чувственно-предметном, рациональном, физическом, психическом, художественном, политическом, религиозном, нравственном, мистическом), представленном в нерасчлененном виде. «Цельное знание, - писал уже упоминавшийся нами ранее известный русский философ В. С. Соловьев, - по определению своему не может иметь исключительно теоретического характера: оно должно отвечать всем потребностям человеческого духа, должно удовлетворять в своей сфере всем высшим стремлениям человека». Потому у него должна существовать и особая форма постижения мира, которую В.С. Соловьев называет умственным созерцанием (интеллектуальной интуицией).
По мере развития человечества цельность знания постепенно трансформировалась, уходя на второй план: с эпохи Нового времени начинается бурная дифференциация знания, в результате чего утрачивается, как отмечают многие исследователи, цельная связь с миром.
Дифференциация знания, прежде всего научного, породила множество новых проблем и заставила философов на новом уровне заняться исследованием его сущности и строения, уточнить, какими бывают (могут быть) знания вообще и по каким основаниям производить их классифицирование. Оказалось, что существует очень много видов знания, которые, с одной стороны, образуют относительно самостоятельные группы, с другой же, очень тесно переплетаются друг с другом, так что едва ли возможна какая-либо однозначная систематика знаний.
Так, если мы возьмем за основание тот тип деятельности с которымсопряжено возникновение и функционирование знания то получим следующие основные виды знания: практическое, духовно-практическое и теоретическое.
Деятельность вообще есть активность человека, направленная на преобразование а) предметно-природного мира, или практическая деятельность, и б) на преобразование других людей, деятельность общения.
В первом случае мы получаем практическое знание, которое непосредственно вырастает на основе и в составе практической деятельности. Здесь есть естественное, непроизвольное обретение знаний в виде навыков, умений, рецептов осуществления непосредственной деятельности в быту, следование традициям, ориентация на предельную конкретность (единичность) состояний тех явлений и процессов, с которыми приходится иметь дело и т.д. Практическое знание есть знание о том, как действовать.
Во втором случае мы имеем дело с духовно-практическимзнанием, которое вырастает на основе деятельности общения и представляет собой знание о том, как относиться к себе и другим людям. Это знание дает информацию о нормах жизни людей, особенностях их быта, культовых отправлениях, способах художественного самовыражения. Оно дает образцы поведения и мышления в наглядно-образной форме, форме совершаемых действий, к примеру, ритуалов. Если практическое знание ориентировано исключительно на предметность своего содержания, то духовно-практическое знание есть оценочное (нормативное) знание, отвечающее за порождение идеалов и регуляцию на этой основе на этой основе отношений между людьми.
Теоретическое знание возникает на основе и в процессе систематизированной рационально-рассудочной деятельности, вырабатывающей для его производства специализированные средства и методы познания. Для этого вида деятельности характерно четкое противопоставление объекта и субъекта, рассмотрение всевозможных ситуаций поведения объекта, выдвижение гипотез относительно его строения и функционирования, выработка специализированного языка, на котором все эти процессы осуществляются.
Нередко практическое знание отождествляют с обыденным знанием, называя его иначе донаучным, квалифицируя как здравый смысл. Теоретическое знание сопоставляют с научным знанием, также ставя порой между ними знак равенства.
Несомненно, доля истины здесь есть, но все же многое требует уточнения.
Прежде всего, речь заходит об иной классификации знаний, когда в качестве основания берется наука (научное знание) и по отношению к нему рассматриваются иные виды знания, выясняется, насколько они сопоставимы по строению, объяснительным возможностям, способам аргументации, методам получения информации, понятийной идентичности и т.д.
Обыденное (или повседневное, донаучное) знание складывается на основе повседневной деятельности человека и отражает многообразие жизненных ситуаций, в которых он оказывается.
Наиболее существенными чертами обыденного познания выступают: а) неспециализированный характер; б) приобретаемость всеми без исключения людьми (в отличие от специализированных знаний - математики, социологии, истории, химии и др.); в) автоматическое, неосознанное использование на практике; г)естественный язык выражения; д)естественный (без специального обучения) путь овладения жизненными ситуациями. Это знание важно, прежде всего, для предметно-ориентировочной деятельности и является базисным для выработки организованных и специализированных видов знания.
В самом деле, повседневный опыт людей не только разнообразен и конкретен, но и упорядочен, например, размеренным бытом или циклическим характером производственной деятельности, обусловленной сменой времен года, как это имеет место, например, в труде крестьянина. Содержание этого опыта осмысливается, накапливается, выражается в систематизированном знании в форме народной мудрости, рецептов, наставлений, обычаев, традиций, примет и т. д.
Следовательно, обыденное знание вплотную смыкается со знанием практическим. Но к обыденному знанию относится также и знание вненаучное, к примеру, мифологическое, которое складывалось на протяжении многих столетий, даже тысячелетий и вбирало в себя практическое знание, но оно же включало в себя и знание духовно-практическое, вырабатывало средства образно-синкретичного осмысления действительности, подключая сюда и рассудочное мышление.
На обыденном (донаучном) уровне функционирует и религиозное знание, которому не чужда и абстрактно-логическая форма представления, то есть оно имеет в какой-то своей части и теоретический характер, особенно если речь заходит о систематическом богословии.
Таким образом, обыденное или повседневное знание относится и к донаучному, и к вненаучному.
Поэтому в гносеологии важно учитывать генезис и способ организации знания, что позволяет подразделять знание на такие типы, как донаучное (обыденное и религиозно-мифологическое), научное(естественнонаучное, социально-гуманитарное, технико-технологическое, логико-математическое, психологическое, философское), вненаучное (обыденное, паранаучное, эзотерическое, художественное, философское и др.).
Философия может быть сближена по характеру с научным знанием (мировоззренческое и методологическое основание науки), с искусством, а также с рефлексией (имеются различные толкования природы философского знания).
В рамках выделенных типов также можно выделить разныегруппы знаний, что свидетельствует о чрезвычайной неоднородности самих типов.
Прежде всего, многообразие, неоднородность знания проистекает из-за разнообразия самой действительности, в которой выделяют две основных сферы: природу в ее естественном существовании и общество, мир человеческого бытия и культуры. Уже в зависимости от этих объектов можно выделить познание естественнонаучное и социально-гуманитарное.
Причем своеобразие познания природных явлений состоит в том, что в ней действуют бессознательные, стихийные силы, суммарный результат их действий и представляет собой законы природы. Суть познания природы заключается в том, чтобы выявить, исследовать и объяснить закономерности взаимодействия объектов ее, установить причинно-следственные связи.
При изучении же общественных явлений встает задача раскрытия смыслового плана, субъективного замысла действий человека. К причинно-следственному объяснению добавляется необходимость понимания сути человеческих действий. С такого рода проблемой естествоиспытатель не сталкивается, хотя и в естествознании тоже, безусловно, идет речь о понимании физических явлений. Но для исследования распада и образования элементарных частиц совсем не нужно выявлять мотивы и цели участвующих в данных взаимодействиях, скажем, нейтронов или фотонов.
Кроме природы и общества, объектом познания является духовно-психический мир человека, его собственные ощущения, сознание, мысли, душевные состояния, переживания, волнения. Это своеобразная область, отличная от двух предыдущих сфер, ибо здесь познание направляется на внутренний мир человека, приобретая своеобразие, отличающее его от объяснения природы и от понимания социальных явлений: познание направляется человеком на самого себя, становясь самопознанием. Оно называется рефлексией.
Рефлексия - чрезвычайно сложный вид познания. Начинаясь с элементарных актов самосознания, самоощущения своего Я, она поднимается до философского осмысления своего внутреннего мира, человека в мире. Рефлексия интересна не только тем, что является воспроизведением сознания, духовного мира в самом же сознании и познании, но и тем, что в качестве средств исследования своего предмета - сознания, эмоций и пр., использует сами же эти элементы - чувства, мысли, эмоции, ибо иных средств для их постижения здесь просто неоткуда взять.
Итак, разные способы постижения действительности обусловлены, прежде всего, различными по своей природе исходными объектами познания.
Наша задача более подробно исследовать особенности научного знания, а также методы его получения и формы закрепления.
Существуют различные точки зрения на время и процесс возникновения научного знания. Есть мнение, что наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Эвклида являются тому свидетельством. Но античные исследователи природы не понимали практической пользы знания, чаще всего исследовали мир из любопытства и склонности к размышлениям, считая главным методом познания созерцание. Отрицательное отношение к чувственному опыту, отсутствие эксперимента как способа подтверждения знания, делали античную науку лишь началом исследования мира.
Ситуация кардинально меняется с ХV1-ХV11 веков с возникновением классического естествознания, основанного на математике и механике. Наука оформляется как социальный институт. Она признается обществом, появляются объединения ученых. С этого момента наука как специализированная деятельность человека по выработке и систематизации и проверке знаниязанимает прочное место в истории человечества.
С этих позиций, научное знание представляет собой совокупность точно сформулированных, выраженных на специализированном (искусственном) научном языке и обоснованных утверждений. Это обобщающее знание, удовлетворяющее требованиям новизны, истинности, эмпирической и логической обоснованности, допускающим возможность проверки. Важнейшая цель научной деятельности - приращение новых истинных знаний о мире.
Научное знание интенсивно развивается. Возникновение и развитие научного знания опирается на определенные основания и предпосылки. К ним относятся идеалы и нормы исследования, картина мира, философские идеи и принципы.
Идеалы и нормы исследования включают в себя идеалы и нормы обоснования и доказательности научных положений, правил описания и способов объяснения действительности, построения и организации знания. Так, идеалом классического естествознания была ориентация на достижение чистой объективности знания, на устранение даже минимальной субъективности в содержании знания, идущей от исследователя. Идеалы и нормы науки исторически изменяются
Научная картина мира есть результат синтеза знаний, полученных в разных науках. Она содержит общие представления о природе и об обществе, свойственные той или иной исторической эпохе. Научная картина мира способствует систематизации и обобщению знаний в пределах как отдельных наук в целом, так и отраслей соответствующей науки. В истории естествознания сменилось несколько картин мира: механическая, электромагнитная, квантово-полевая. Существуют химическая, биологическая, астрономическая, техническая и другие картины мира. Общая, интегративная картина мира строится, как правило, с учетом данных частных картин. Именно в рамках той или иной картины мира формируются и функционируют идеалы и нормы исследования, которые до поры до времени способствуют приращению знаний, но затем картина мира может становиться реликтом и негативно воздействовать на развитие исследований.
Философские идеи и принципы играют эвристическую роль и лежат в основе идеалов и норм исследования, они, как правило, связывают научные представления с культурой соответствующей эпохи, участвуют в построении новых теорий и моделей познания, указывая направление преобразования структур науки и картин реальности.
В настоящее время говорят о трех основных стадиях развития науки: классической, неклассической и постнеклассической. Их своеобразие кратко может быть проиллюстрировано с помощью исходного гносеологического отношения между субъектом и объектом.
Для классической стадии характерен акцент именно на объекте исследования при сведении к минимуму, как уже говорилось, влияния субъекта. Разумеется, полностью влияние субъекта из процесса исследования устранить нельзя, в противном случае никакого исследования уже не получится. Но пренебречь этим влиянием до определенного предела можно. Потому данная стадия может быть названа преимущественно объектной.
На неклассической стадии влияние субъекта последовательно учитывается в познавательном процессе и говорится о роли наблюдателя при изучении явлений микромира, в астрономических исследованиях. Эта стадия имеет четко выраженную субъектно-объектную структуру.
Постнеклассическая стадия характеризуется переходом к изучению сложных самоорганизующихся систем, в функционирование которых включен и сам субъект-исследователь, например, в биосферу. Потому в данном случае встает не просто необходимость учитывать влияние субъекта на поведение исследуемых систем, но и необходимость вводить в систему отношений между субъектом и объектом ценностные факторы. Это значит, что само отношение между субъектом и объектом в данном случае как бы погружается в иную сферу рассмотрения проблем, когда субъект и объект не противостоят друг другу, но сосуществуют в едином акте взаимодействия. Именно на этой стадии развития науки возникла идея коэволюции - совместной эволюции человека и природы.
Для производства знаний, их обоснования, систематизации и проверки нужны определенные усилия, необходима деятельность, опирающаяся на специальные методы.
В самом общем смысле метод - это определенный способ, прием решения какой-либо задачи. В его структуру обязательно входят знания, представляющие собой совокупность правил действия с объектом, а также совокупность мыслительных (логических) и материальных (физических) операций и процедур, направленных на преобразование объекта.
Для познания мира вырабатываются многочисленные методы, которые классифицируются по разным основаниям. Наиболее употребительной является классификация методов по степени их общности.
Выделяются всеобщие методы (диалектика и метафизика), общенаучные(анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, системно-структурный подход и др.) и частнонаучные методы, используемые в отдельных науках и в группах родственных наук (метод вариации постоянной в математическом анализе, методы разрезания и сшивки молекул в генной инженерии, метод меченых атомов и др.).
Целью применения методов оказывается не только преобразование исследуемых объектов, но и получение информации об особенностях их строения, функционирования и т.д. То есть, применяя те или иные методы, ученый добывает определенные результаты, которые представляют собой, как правило, совокупность сведений, знаний, представленных в какой-либо форме. Поэтому между методом и формой научного познания существует определенная связь. Существуют разнообразные формы научного знания, выполняющие в его общей структуре различные функции. Тем самым многообразие методов и форм научного познания, а также их функций делает необходимыми их специальное и систематическое изучение.