Конспект лекций по предмету "История"


Правительственный курс 80 -90 годов. Александр 3.

Власть принял Александра 3 (1881 – 1894), который, пользуясь возмущением населения, начинает политические репрессии. Его не готовили специально к царствованию, он стал наследником в 20 лет. Идеалом Александра 3 было неограниченное самодержавие, строгая опека над обществом, укрепление сословных рамок, усиление русских начал на окраинах империи (русификация) самобытное развитие без излишних европейских заимствований. Исключительно сильный физически (завязывал узлом кочергу), уступавший в образовании отцу и Александру 1, Александр 3 был волевым и патриотически настроенным человеком, что сделало его политику в конкретный период времени 80 – 90 годов весьма успешной. Отметим также, что Александр 3 вошел в историю как царь – «Миротворец», так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами.
Ближайшими помощниками и советниками Александра 3 становятся реакционные политические и общественные деятели, среди которых выделялись журналист М.Н.Катков и обер–прокурор Синода К.П.Победоносцев.Последнему принадлежит колоритная фраза, что «самая большая ложь нашего времени – демократия»; или: «Человеку нельзя давать свободу, так как он ущербен и несовершенен». Если М. Катков в борьбе с нововведениями призывал опираться на политико – административные меры, то К.Победоносцев считал необходимым активнее использовать церковь и религию в воздействии на сознание людей. При Александре 3 широко отмечалось такие даты, как: 900 – летие крещения Руси, 400 – летие смерти Сергия Радонежского, 500 – летие Куликовской битвы.
Политика Александра 3 получила в исторической литературе название «политики контрреформ».Можно назвать три основные направления александровских контреформ:
-борьба с революционерами и ужесточение контроля за разными категориями населения;
-усиление позиций дворянства в органах власти;
-ограничение возможностей получения образования для детей из низших сословий.
Политика контреформ в основном свелась к следующим основным мероприятиям:
1) В апреле 1881 года был обнародован манифест« О незыблемости
самодержавия».
2) В соответствии с « Положением о мерах к охранению государственной
безопасности и общественного спокойствия» (1881) в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда и следствия ссылать их на срок до 5 лет в любую местность и предавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.
3) Был введен институт земских начальников (1889). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян – помещиков и осуществляли административный контроль над крестьянами;
4) Проведена земская контрреформа, которая увеличивала имущественный ценз для городских жителей и давала возможность укреплять позиции дворянства в осуществлении самоуправления;
5) Городовое положение (1892) исключало из состава избирателей приказчиков и местных торговцев, что давало преимущество на выборах владельцам крупной городской недвижимости – буржуазии и дворянству;
6) Изменения внесены и в судебную систему. Так повышался имущественный и образовательный ценздля присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство;
7) Ужесточился контроль за высшими учебными заведениями.
Университетский устав 1884 года фактически упразднял автономию университетов; ректор и профессора назначались правительством. Для студентов вводилась форменная одежда, возросла почти в 2 раза стоимость обучения. Все студенческие организации запрещались. Представителям низших сословий затруднялась возможность получения образования. «Циркуляр о кухаркиных детях» (1887) (министр Делянов) рекомендовал не принимать в гимназию детей не из дворянских семей, а именно «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей»
8) Крестьянский вопрос. В 1881 году отменялось временнообязанное состояние крестьянства. В качестве общих черт положения крестьянства до и после 1881г. отметим: 1) крестьяне должны были платить выкуп за землю; 2) сохранялось малоземелье крестьянства; 3) крестьянам не вернули отрезки; 4) запрещен выход из общины с землей; 5) крестьянство оставалось неполноправным сословием. Разница в положении крестьянства была в том, что 1) Положение 1881г. отменяло временнообязанное положение крестьян; 2) крестьяне должны были выплачивать государству долг за невыплаченные помещикам выкупные платежи; 3) снижены выкупные платежи.
9) Правительство регламентировало отношения с рабочими. В 1882 году был принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция для надзора за его выполнением. По закону 1885 года запрещалась ночная работа несовершеннолетних и женщин.Законом 1897 года продолжительность рабочего дня для взрослых мужчин ограничивалась 11,5 часами. Эти законы носили характер уступок нарождающемуся рабочему движению.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.