Конспект лекций по предмету "Лингвистика"


Смена говорящего как ключевое понятие разговорной коммуникации

В основе разговорной (диалогической) коммуникации ле­жит возможность участников в любое время исполнить ак­тивную роль говорящего. Этот основополагающий признак, как правило, присутствует в научных дефинициях. Б'. Техт-

майер, например, дает следующее определение разговору как единичному акту разговорного общения: «Разговор (Ge­spräch) является основополагающим коммуникативным собы­тием прямой коммуникации, благодаря которому партнеры вербально, при помощи перемены роли говорящего, в кон­кретных социально-исторических условиях реализуют опре­деленные цели деятельности «• (Techtmeier 1984: 50).
При изучении различных разговорных форм прежде все­го возникает следующий вопрос: каким образом партнеры по коммуникации поочередно вступают в общение и при этом не возникает никакого вербального хаоса? Этот вопрос является ключевым для разных направлений анализа разго­ворной речи.
Основной структурной единицей разговорной речи (раз­говора, диалога) является реплика, «разговорный шаг» (turn, Gesprächsschritt). Соответственно основной организационной формой разговорного акта выступает обмен репликами (turn-taking), т. е. попеременная смена говорящего ли-ца. Таким образом, ,смена говорящего — это одна из форм перемены ролей в диалоге. Во время общения двух участников такая перемена происходит проще и последовательнее, нежели это случается в беседе нескольких человек. Однако в любом случае при общении необходимо активное взаимодействие всех участников коммуникации.
Иногда поведение партнеров при общении сравнивают с поведением пешеходов в часы пик. Для того чтобы не столкнуться с людьми, идущими в противоположном направ­лении, пешеход вынужден придерживаться определенных правил. Нарушение этих правил (как на улице, так и при общении) может привести к неприятным последствиям, на­рушитель рискует не добраться до конечной цели своего предприятия (Linke, Nussbaumer, Portmann 1994: 264).
Для участников коммуникации имеются два способа ре­ализовать свое право на словесное воплощение своего ком­муникативного намерения (подробнее см. (Ibid.: 265-266)), Он может «получить слово» по чужому выбору, например: «Ну, расскажи нам, Михаил, почему ты вчера не был в школе?». Причем этот выбор может быть как эксплицитным (см. выше), так и имплицитным, например, посредством
2S9
жеста, поворота головы, взгляда и т. д. Он может также сам «взять слово», соблюдая при этом некоторые правила. Во-первых, участникам следует избегать одновременного вступления в разговор, более приемлема ситуация, в которой один участник говорит, а другие слушают. Во-вторых, тот, кто первый вступает в разговор после окончания предшест­вующей реплики, имеет право на его продолжение. В-тре­тьих, предшествующее правило не действует, если за кем-либо зарезервировано право на внеочередное выступление (having the floor) и т. п. Точно так же научный интерес представляют другие стороны смены говорящего лица.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.