Конспект лекций по предмету "Лингвистика"


Лингвистика текста и анализ разговорной речи

Анализ разговорной речи представляет собой относитель­но молодую лингвистическую дисциплину, оформившуюся в Европе (в частности, в Германии) на рубеже 70-х годов. Выделение данного направления лингвистического поиска в самостоятельную научную дисциплину является, по мнению некоторых лингвистов, закономерным фактом, завершающим «переход от предложения к тексту и, наконец, к диалогу» (Schank, Schwitalla 1980: 313) вкачестве основных объектов лингвистического исследования.
Соотношение лингвистики текста и современного анализа разговорной речи можно трактовать двояким образом.
С одной стороны, проблематика анализа разговорной речи может рассматриваться как составная часть проблема­тики лингвистики текста. Так поступают многие лингвисты, занимающиеся изучением текста как целостного образова­ния, В. Хайнеманн и Д. Фивегер отводят диалогу, разговор­ной речи (Gespräch) центральное место в своей «Лингвистике текста», пытаясь заполнить существующую брешь между анализом текста и диалога. Они приводят два довода в пользу

своего решения. Во-первых, диалог (разговор "Gespräch") представляет собой преимущественную форму интеракции, форму, в которой партнеры напрямую взаимодействуют друг с другом и тем самым совместно совершают речевую дея­тельность. Во-вторых, разговорная речь (диалог) является первичной формой речевой деятельности вообще ис истори­ческой точки зрения значительно превосходит все прочие формы речевой интеракции (Heinemann, Viehweger 1991: 176). Предмет лингвистики текста составляют в данном случае как монологические, так и диалогические тексты (см. также (Simmler 1996: 601)).
С другой стороны, анализ разговорной речи можно трак­товать как направление научного поиска, параллельное ана­лизу текста. При этом на долю узко понимаемой лингвистики текста приходится изучение реализации языка в письменной форме, в то время как анализ разговорной речи занимается исключительно устными текстами. Примеры такого подхода также встречаются в лингвистической литературе (Linke, Nussbaumer, Portmann 1994: 261).
Несомненным остается то, что предметом новой лингвис­тической дисциплины, какое бы название она ни получала ("Gesprächsanalyse", "Konversationsanalyse", "Diskursanalyse", "Dialoganalyse", "Linguistik des Dialogs" и т. д.), является почти исключительно устная речь. Именно устное общение составляет основную долю человеческой коммуникации во­обще. Такая исключительная предметная ориентация обес­печивает анализу разговорной речи как постоянный приток обширного речевого материала, так и достаточно устойчивую методологическую основу научных изысканий!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.