Современные зарубежные специалисты сходятся на том, что корни новейших подходов к анализу разговорной речи лежат в (американской) этнометодологии, а именно: в изучении механизма речевого взаимодействия индивидов, принадлежащих к разным этносам и культурам. Нагляднее
все-го зависимость современных, европейских концепций изучения разговорной речи от американской методики иллюстрирует мнение Э. Хесс-Люттиха, высказанное около двадцати лет назад по поводу исследований диалога в Германии: «В новейшее время в институтах ФРГ существует тенденция зачарованно взирать на американские исследования и переносить все примеры без разбора на немецкий язык, как это уже было двадцать лет назад, когда грамматическая мышь неподвижно сидела перед трансформационной змеей* (Hess-Lüttich 1981: 344). Сравнение силы воздействия американского подхода к изучению разговорной речи на европейскую научную традицию с могучим влиянием американского учения о трансформационной грамматике на всю мировую лингвистику является наглядным примером всеобщего научного интереса к новым тенденциям в исследовании диалога (разговорной ре-чи). Поэтому призыв Э. Хесо-Люттиха освободиться от американского влияния и в большей мере опираться на отечественные немецкие традиции при исследовании диалога остался гласом вопиющего в пустыне.
Этнометодологический анализ разговорной речи, по существу, является одним из направлений феноменологической социологии. Анализ ставит своей целью строго эмпирическим образом определить, какие приемы используют участники акта коммуникации, совершая речевые действия и создавая при этом упорядоченное речевое взаимодействие, В ходе анализа выясняется, как партнеры анализируют речевое поведение друг друга на предмет проявляющейся Упорядоченности и как затем результаты этого анализа манифестируются в их высказываниях.1
Материалом исследования этномето до логов являются речевые и неречевые интеракции (Interaktion), совершающиеся в естественных ситуациях речевого взаимодействия. Понятие интеракции (и производных от него понятий) получило широкое распространение не только в научной литературе, но и в средствах массовой коммуникации (ср., например, «интер-
Ооионные положения американской методики анализа разговорной речи, а также их критика представлены в (Bergmann 198I< 9-62; Meng 1986; 121-
активное телевидение»). В этнометодологии под этим термином понимаются отношения, существующие между индивидами в обществе, когда действия одного из партнеров обусловлены действиями другого. Эти взаимоотношения могут быть односторонними, двусторонними, чаще всего они бывают взаимными. Самыми простыми примерами интеракций являются беседы, совместная работа, игры, шахматы, спортивные состязания (теннис). В интеракции могут принимать участие несколько человек (Brockhaus Enzyklopädie 1970: 168).
Непременным условием этнометодологического анализа является запись материала исследования при помощи технических аудиовизуальных средств. Да и вообще само выделение анализа разговорной речи в качество самостоятельного лингвистического направления стало возможным только с появлением аппаратуры, способной зафиксировать на магнитной ленте «мимолетно сказанное слово». Использование записывающей аудио- и видеотехники позволило вовлечь в анализ не только вербальное, но и невербальное поведение партнеров по коммуникации, что обогатило спектр научного поиска ученых.
На основе аудиовизуальной записи делается транскрипция материала. Транскрипция позволяет исследователю многократно возвращаться к отдельным фрагментам речевого взаимодействия и путем наблюдения выявлять закономерности в действиях партнеров.
Собственно анализ материала производится в несколько этапов:
— сначала в материале наблюдения обнаруживаются одинаковые или регулярно повторяющиеся явления, т. е. устанавливается наличие упорядоченности или структуры;
— затем делается попытка реконструкции «проблемы», методическое решение которой привело к наблюдаемым за кономерностям в речевом поведении участников коммуника ции;
— наконец, дается описание методическому аппарату, при помощи которого участники интеракции успешно реша ют структурные «проблемы» интеракциональной организа ции. Под методическим аппаратом подразумевается в данном случае совокупность навыков и умений человека, направлен-
ных на устранение структурных проблем организации разговорной речи, возникающих у участников в ходе коммуникации.
В общем смысле целью этнометодологического анализа разговорной речи является выявление той «анонимной машины», которая независимо от специфических для каждого конкретного случая обстоятельств и особенностей речевого взаимодействия людей всякий раз порождает упорядоченность и структурированность данной интеракции (Bergmann 1981: 18-22).
Авторы обычно выделяют три направления этнометодологического аналша разговорной речи (Kalverkämper 1981: 90-92).
1. В центре внимания исследователя находится формаль ная структура разговорной коммуникации. В рамках данного подхода описанию подвергаются те методы, которыми поль зуются партнеры по коммуникации при построении реплик (речевых «вкладово). Особое внимание уделяется исследова нию элементарных структур, которые обеспечивают органи зацию общения (например, структуры начала, середины и окончания разговора, мена говорящего и т. п.)- Наиболее известными представителями этого направления являются Г. Сакс, Е. Шеглофф, Г. Джеффероон (Sacks, Schegloff, Jef ferson 1978: 7-56). Это направление можно назвать анализом разговорной речи в узком смысле слова.
2. Данное лингвистическое течение отличается от пред шествующего тем, что исследователь ставит в центр своего научного интереса прежде всего взаимосвязи между языком и социокультурным контекстом. На передний план выходит изучение коммуникативных процессов в различных челове ческих сообществах. При этом социальные факторы посто янно соотносятся с языковой вариативностью (грамматиче ской, стилистической, структурно-текстовой и т. п.). Это направление иногда называют «этнографией говорения», его видным представителем считается Д. Хаймс (Hymes 1972: 269-293; 1973: SS8-432).
3. В отличие от первых двух третий подход исходит из предположения, что в основе рутинного (обычного, шаблон ного, стереотипного) характера многообразных видов речевых
действий лежит фонд специальных знаний, связанных с другими системами знаний. Поэтому задачей анализа разговорной речи является реконструкция интуитивного социального знания, лежащего в основе порождения и интерпретации разговорной речи. В данном случае на передний план выдвигается проблема содержания интеракции, решаемая при посредстве различных процедур интерпретации этого содержания. Наиболее важными работами в этой области являются работы А. Кикурела и П. Грайса (Cicourel 1975; Grice 1975: 41-58).
Все три упомянутых выше направления этнометодологи-ческого анализа разговорной речи обращены к разным г сторонам этого многогранного социального феномена: 1) к анализу его формальной структуры, 2) к изучению этнолингвистических особенностей и 3) к исследованию когнитивных взаимосвязей в интеракции. Все вместе они дополняют друг друга и дают целостную картину этого направления в современной лингвистике.
Такое понимание проблем современного анализа разговорной речи характерно для многих зарубежных ученых. Видные немецкие лингвисты М. Кальмейер и Ф. Шютце представляют сущность данной научной дисциплины как ■«эмпирическое исследование речевых текстов, произведенных в естественных коммуникативных ситуациях, записанных и сохраненных при помощи электронных средств, затранскрибированных и проанализированных в аспекте структурного течения коммуникации, активных действий партнеров по интеракции и / или обусловленных ими содержательных предпосылок и интерпретаций» (Kallmeyer, Schütze 1976: 4).