Основным критерием работоспособности ременных передач является тяговая способность – надежность сцепления ремня со шкивом и долговечность ремня, которая зависит в основном от сопротивления усталостному разрушению.
Тяговая способность ременной передачи оценивается по кривым скольжения и КПД (рисунок 4.5). Эти кривые устанавливают зависимость коэффициента относительного скольжения ε и к.п.д. передачи η от полезной нагрузки, которую выражают через коэффициент тяги ψ.
Рисунок 4.5 – Кривые скольжения и к.п.д. ременной передачи.
Коэффициент тяги показывает, какая часть предварительного натяжения ремня полезно используется для передачи нагрузки:
.
(4.25)
Кривые скольжения для всех типов ремней получают экспериментальным путем при υ1 = 10 м/с и α = 1800. При постоянном натяжении 2F0 постепенно повышают полезную нагрузку Ft и, соответственно, коэффициент тяги ψ. При этом на участке I наблюдается упругое скольжение ремня, на участке II – частичное буксование, на участке III – полное буксование. Критический коэффициент тяги ψ0 соответствует пределу рационального использования ремня и наибольшей нагрузке на ремень
.
(4.26)
Для плоских ремней коэффициент ψ0 = 0,4 ÷ 0,5, а для клиновых – ψ0 = 0,7 ÷ 0,8.
Так же критическому коэффициенту тяги соответствует максимальный к.п.д., который для плоскоременных передач составляет 0,93 ÷ 0,98, а клиноременных – 0,93 ÷ 0,98.
Расчет на долговечность выполняют как проверочный. За основу принято уравнение наклонного участка кривой усталости Велера
,
(4.27)
где m и С – постоянные, определяемые экспериментально; σmax – максимальное напряжение цикла; NE – эквивалентное число циклов нагружения за срок службы ремня
,
(4.28)
где υ1 – скорость ремня; zш – число шкивов; Lh – ресурс ремня; ζ1 – коэффициент; L - длина ремня.
Расчет ремней на долговечность требует накопления экспериментальных данных о параметрах кривой усталости для резино-тканиевого материала. В этой связи он применяется не для всех типов ременных передач.
Чаще на практике определяют число пробегов ремня в единицу времени
,
(4.29)
где [U] – допустимое число пробегов.
Для плоскоременных передач [U] = 3 ÷ 5 с-1, для клиноременных – [U] = 10 ÷ 15 с-1. Для большинства ременных передач срок службы составляет 2000 ÷ 3000 часов.