Допрос – самый распространенный способ получения доказательств по делу и в то же время одно из самых сложных следственных действий, поскольку его проведение требует от следователя достаточно высокой профессиональной и психологической культуры, глубокого знания людей, их психологических особенностей, мастерского владения тактическими приемами допроса. Без всего арсенала этих качеств следователю вряд ли удастся получить достоверные показания и изобличить ложные. В целях объективного, полного и всестороннего расследования, получения адекватной информации о расследуемом событии следователь должен уметь осуществлять эффективную коммуникативную деятельность, умение общаться, знание приемов и методов манипулятивного воздействия на оппонента крайне необходимо следователю, поскольку его собеседники, как правило, или скрывают необходимую информацию, или умышленно ее искажают или же выдают ее в деформированном виде в силу определенного субъективных особенностей.
Этому аспекту следственных действий посвящено большое количество литературы. В последние годы вышло несколько тематических монографий: «Тактика и психологические основы допроса» (Кертес И., 1965), «Тактика допроса при расследовании преступлений» (Васильев А.Н., Карнеева Л.М., 1970) и «Тактика допроса при предварительном следсивии» (Карнеева Л.М., Ордынская С.С., Розенблит С.Я.) и др.
Средство или механизм межличностного общения, обеспечивающий его нормальное его протекание и продуктивность, называется «раппорт». Хороший раппорт с другим человеком создает подходящие условия для действенного обмена мыслями и мнениями. Умение общаться не ограничивается содержанием наших слов и жестами. Оно подразумевает более сложное и не всегда заметное взаимодействие. Временами раппорт устанавливает как бы сам собою, и формулу успеха в этих случаях мы могли бы назвать хорошим «сочетанием характеров»: вы просто мгновенно «находите общий язык» с человеком. Однако в следственной практике такие явления достаточно редки хотя бы потому, что следователь и обвиняемый обычно даже при сходстве характеров находятся по разные стороны «баррикад». Поэтому для следователя является весьма важным элементом его профессиональной деятельности умение общаться, причем делать это доверительно и очень профессионально. Искусство установки раппорта может стать прекрасным средством достижения профессиональной коммуникаций.
В чем смысл раппорта и каким образом он достигается?
Обычно нам нравятся те, кто похож на нас самих. С такими людьми проще ладить, то есть общаться более эффективно. В свою очередь, мы тоже нравимся этим людям – по той же причине. Таким образом, хороший раппорт подразумевает соответствие, подстройку, Те, кто пребывает в раппорте, склонны вести себя сходным образом. Секрет раппорта заключается в умений добиваться так называемой подстройки, которую можно осуществлять по нескольким параметрам:
· Физиология: поза и телодвижении;
· Голос: тон, темп речи и прочие характеристики;
· Язык и образ мышления: используемый словарь и соответствующая «система представления» (зрение, слух, ощущения);
· Убеждения и ценности: то, во что люди верят и что считают важным;
· Личный опыт: поиск общей основы в профессиональной деятельности и интересах;
· Дыхание: утонченное, но очень мощное средство подстройки.
Прежде, чем пытаться установить раппорт, необходимо четко помнить о том, сколь важно соблюдать такт и демонстрировать уважение к собеседнику, даже если он подозревается в совершении тяжкого преступления.
Итак, подстройка к физиологии основывается на том, что люди, которые хорошо ладят друг с другом, склонны при общений принимать похожие позы. Сходство проявляется не только в общей позе тела, но так же в жестах и манерах. Например, оба собеседника могут сидеть, откинувшись на стуле, либо скрестив ноги или руки. Такое подражание происходит совершенно естественно, и мы его почти не замечаем. Когда раппорт установлен, интересы собеседников сосредоточиваются друг на друге, а не на внешних признаках. Чтобы подстроиться к собеседнику, вы можете:
· Сидеть или стоять в той же позе, изменить осанку или склонить голову набок;
· Скрестить либо, напротив, освободить руки или ноги;
· Повторять его жесты движениями рук, головы и тела.
Подстройка проводится последовательно. Вам не обязательно мгновенно начать повторять язык тела собеседника во всех подробностях. Начните с одной черты – скажем, общей позы или осанки, - затем постепенно подстройтесь к наклону головы, скрестите ноги, воспроизведите движение рук, размах жестов, уровень громкости и высоту голоса и так далее. Подстройка представляет собой непрерывный процесс, а не однократное действие. Это означает, что, накапливая опыт и развития свои навыки, вы можете проводить эксперименты с частичной подстройкой на любом уровне.
Если собеседник принял совершенно неподражаемую или слишком своеобразную позу, для подстройки вам достаточно лишь частично изменить положение тела, не доводя данное его движение до конца. Чтобы установить и сохранить раппорт, не обязательно в точности подражать собеседнику.
Если человек активно пользуется мимикой – вскидывает брови, выкатывает или закатывает глаза, надувает губы и так далее, - ему вряд ли легко общаться с пассивным, не выдающим своих чувств собеседником, чье лицо непроницаемо, словно он играет в карты. Люди ожидают сходной реакции, и такому собеседнику отклик в виде мимики покажется вполне нормальным.
При подстройке к слишком заметным особенностям позы – например, скрещенным ногам или рукам, - помогает некоторая задержка. Нужно выждать некоторое время и провести подстройку так, чтобы эти движения выглядели вполне естественными.
Вы можете воспользоваться вариантом частичной подстройки – так называемой «перекрестной подстройки». Если собеседник складывает руки на груди, вы можете просто сложить ладони вместе; если он потирает руки, вы шаркаете ногой, а когда собеседник комкает в руке пустую пачку сигарет или носовой платок, щелкните кнопкой авторучки. Собеседник не замечает характерных признаков собственного поведения; аналогичным образом он не заметит ваших действий, направленных на подстройку, - однако сам раппорт при этом может быть установлен без каких – либо затруднений.
Высота и тон вашего голоса тоже составляет немаловажный параметр общения. Согласно многим исследованиям, сам по себе голос нередко оказывает большее влияние, чем произносимые слова. В любом случае, чем больше параметров вы учитываете при подстройке, тем эффективнее установленный вами раппорт.
К индивидуальным особенностям, которые вы можете выделить в голосе собеседника, относятся: громкость, темп, ритм, высота, тембр, интонация, произношение. Как обычно, начинайте с подстройки к одной характеристике, а затем, по мере накопления опыта, дополняйте ее другими. В то же время не пытайтесь подражать диалектному произношению и особенностям дикции – собеседник может подумать, что вы его передразниваете.
Объектом подстройки могут стать, помимо прочего, убеждения и ценности. Такая подстройка может оказаться полезной в тех случаях, когда другие попытки установить раппорт не приносят успеха. Люди очень высоко ценят свои глубоко укоренившиеся убеждения, и подстройка к ним временами может нечаянно задеть «чувствительную струнку» в душе собеседника. В следственной практике это весьма распространенный прием. Вы подстраиваетесь под убеждения подозреваемого или свидетеля и вносите в разговор атмосферу общности ваших взглядов. Выявив общую основу для взаимопонимания, вы можете вполне эффективно применить прочие приемы подстройки. Даже самые простые переживания, если они общие, помогают установить первоначальный раппорт, от которого зависит успех. Например, вопрос типа: «Здесь жарковато, может открыть окно?», - уже способен положить начало взаимопониманию.
Нередко в процессе общения собеседник начинает повторять ваши движения, характеристики голоса или языка. Он «шагает» в ногу с вами, а вы его «ведете». Затем, сохраняя раппорт, вы постепенно меняете собственное поведение таким образом, чтобы собеседник интуитивно подстраивался к вам, «следовал» за вами. Этим приемом можно изменить его эмоциональное состояние, т.е. добиться цели общения. Но если в течении продолжительного времени собеседник не копирует изменения в вашем поведении, не подстраивается к тону вашего голоса, то вам нужно вернуться к простому подсоединению (подстройке), восстановив первоначальный раппорт, а затем вновь попробовать повести собеседника за собой.
Подстройку можно проводить, в частности, при общении с рассерженным или взволнованным человеком, поведение которого отличается выразительностью и порывистостью движений. Противоположная позиция (спокойствие и собранность) может привести собеседника в еще большее раздражение. Поэтому, естественно, в пределах разумного необходимо присоединиться к поведению собеседника и постараться таким образом установить раппорт. После этого можно попробовать увести собеседника к нужному вам обоим результату.
Технически это выглядит в виде разделения чувств и поведения собеседника. Если он говорит торопливо и размашисто жестикулирует – войдите в его темп речи и движений. Не только словами, но и двигательно дайте ему понять, что разделяете его чувства. Продолжайте присоединение, воздерживаясь от суждений относительно адекватности поведения собеседника. Важно проявлять конгруэнтность, согласованность между словами и физиологией. Затем, постепенно меняете отдельные характеристики своего поведения (громкость, темп речи, двигательная активность) и ждите, пока собеседник не начнет следовать за вами. Уведите его к более благоприятным для успешного общения движениям тела, высоте и тону голоса, общей позе. Не забывайте о намеченном результате.