Философия - одна из самых древних областей человеческого знания. Она возникла, как уже отмечалось, в V1 веке до нашей эры практически одновременно в Индии и Китае, двух очагах древней культуры, и в Греции.
Но каким бы своеобразием ни отличались учения, возникающие в разных природных, исторических, культурных условиях, все они представляли собой попытку определенным образом разрешить накопившиеся противоречия социальной жизни, дать критику традиционных мифологических представлений, объяснить мир из единого начала, посредством способности «конструировать мысль из себя». «Все есть одно - это было первое слово философии», - утверждал русский философ В. Соловьев.
Философия как свободомыслие, игра разума и искусство слова во всей полноте осуществила себя именно в Греции, где и появилось впервые само слово «философия», любовь к мудрости. Философы быстро становятся заметными фигурами в системе древнегреческой культуры. Этому способствовало полисное устройство общества с центром на городской площади, располагающее к общению и публичной речи. Центр полиса скоро становится немыслим без философских дискуссий, к ним привыкают, и они занимают все более важное место в жизни общества.
Греческий полис представлял собой тесно связанное сообщество, политическим идеалом которого являлась гармония равных в политической сфере индивидов, опирающаяся на закон и свободу. При этом свобода понималась как жизнь сообща с общим для всех законом, а несвобода - как жизнь в состоянии бесправия или под властью тирана. Считалось, что в управляемом законами, гармоничном и свободном обществе, возникающие проблемы должны решаться путем открытого и рационального обсуждения. Неудивительно, что фундаментальными положениями классической греческой философии (начиная с первых натурфилософов и до Аристотеля) являлись идеи гармонии и порядка, они обнаруживают себя в понятии античного космоса,аразумстановится самой главной познавательной способностью человека, единственным путем к истине.
Бросается в глаза связь древнегреческой философии с мифологией, причем не только первых философских школ, но и значительно более поздних: пифагорейцев, элеатов, Платона. Мифологическая форма внутренне спаяна именно с начальными этапами пред - и собственно философствования. Идеи происхождения мира из хаоса под знаком объединения противоположностей, океана как прародителя титанов и богов, нашли свое выражение уже в «Теогонии» Гесиода(конец VIII – начало VII вв. до н. э.). С мифов о «потоках реки Океана», с воды, как единого первоначала, начинает свое существование Милетская школа.
Платон в своих диалогах, при отсутствии рациональных аргументов, также вынужден обращаться к мифу. Прекрасным примером является его «Пир», где от лица Аристофана Платон излагает миф об андрогинах, объясняющий, как, по его мнению, возникли различные виды любви и почему Эрот является проявлением стремления рассеченных человеческих половин одна к другой для восстановления целостности.
Возникая в VI веке до нашей эры, античная философия проходит длительный путь развития, заканчивая его в III веке нашей эры, переходя с греческого языка на латинский в древнем Риме.
Существует несколько способов периодизации Древнегреческой философии. Чаще всего в ее развитии выделяют два больших периода:
1) классическая философия, тесно связанная с жизнью греческого полиса. Она начинается с натурфилософии (философии «физиса»), переживает антропологический «переворот» в середине V века (софисты и Сократ) и завершается учениями Платона и Аристотеля;
2) философия эпохи эллинизманачинается с конца IV века до нашей эры, с завоеваний Александра Македонского, крушения полиса и образования империй и заканчивается в древнем Риме. Философия этого периода приобретает ярко выраженный практический, этический характер и призвана ответить на вопрос: «Как жить?», в условиях несвободы и незащищенности. Основными философскими школами этого периода являютсястоики, скептики, эпикурейцы и неоплатоники.