Конспект лекций по предмету "Буддизм"


Где же на нм будет грязь и пыль ?

В учении “единого сознания” нет противопоставления “неведения” и “просветления”. Хуэй-Нэн критиковал и тех, кто стремится очищать загрязнения, и тех, кто созерцает просветлённый аспект сознания. В самой установке на искоренение загрязнений заложено отношение к загрязнениям как чему-то реально существующему, а это ведёт к тому, что человек привязывается к загрязнениям, укореняя и х в своём сознании. С другой стороны, созерцание просветлённого аспекта как чего-то неподвижного и ставшего носит искусственный характер, привязывает человека к просветлённости и мешает его освобождению. Хуэй-Нэн говорит: “Заблуждающиеся люди привязываются к внешнему и, когда начинают заниматься практикой психической концентрации “экавьюха-самадхи”, то принимают за прямоту сознания неподвижное сидение и искоренение из сознания ложных взглядов, полагая, что это и есть сосредоточенность. Занятия такой практикой уподобляют человека бесчувственным вещам и создают препятствия к Дао. Но Дао должно течь беспрепятственно, как можно ему препятствовать ? Если сознание задерживается на вещах, то, значит, оно связывает само себя… А есть ещё люди, которые учат сидеть и созерцать сидение, созерцать чистоту, не двигаясь и не активируя сознание. Занимаясь такой практикой, заблуждающиеся люди не только не обретают просветления, но ещё больше укрепляются в своих заблуждениях, и таких людей тысячи. Обучающие такому пути с самого начала вводят в великое заблуждение”.
Поскольку “просветлённое” сознание включает в себя и “омрачённый” аспект, и “просветлённый”, для достижения просветления не нужна никакая практика. Более того, никакая практика, как опытный имманентный процесс, отдельный от трансцендентного просветления, не представляется возможной. Поэтому практика и просветление тождественны. Хуэй-Нэн говорил: “Благомудрые друзья ! В этих вратах моего учения основой являются сосредоточенность и мудрость. Ни в коем случае нельзя ложно утверждать, что мудрость и сосредоточенность различаются. Сосредоточенность и мудрость являются одним целым и не разделяются надвое. Сосредоточенность есть субстанция мудрости, мудрость есть функция сосредоточенности. Как только появляется сосредоточенность, в ней присутствует мудрость”.
Следует отметить, что Южная и Северная школы не являлись взаимоисключающими. В Южной школе, правда, считали, что путь Северной школы пригоден и даже необходим для людей с малыми способностями; но в то же время эти люди не могут достичь окончательного просветления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.