Небесные светила трактуются как божественные дворцы. Буддизм насчитывает четырёх великих правителей мира: Дхритараштра, Вирудхака, Вирупакша и Вайшравана. Это – стражи 4-х сторон света, именуемые локапала. Они обитают на террасах горы Сумеру. Дхритараштра ассоциирован с востоком, Вирудхака – с югом, Вирупакша – с западом, Вайшравана – с севером. Кроме этих четырёх, есть ещё другие локапала – например, местные божества Юго-Восточной Азии. Так, например, апостол Тибета Падмасамбхава включил бонские божества в буддийскую мифологию именно в ранге локапал.
Четыре великих правителя мира управляют четырьмя классами существ. Дхритараштра повелевает гандхарвами; Вирудхака – кумбхандами; Вирупакша – нагами; Вайшравана – якшами.
На плоской вершине горы Сумеру обитают боги группы Тридцати трёх. Легенда повествует о благочестивом брахмане Магхе и его тридцати двух товарищах, которые обрели новое рождение в сфере небожителей. Магха родился богом Индрой (его буддийское имя – Шакра), освободил гору Меру от демонов и построил стены для защиты местопребывания богов. Эти боги подчинены закономерностям сансары, как и все остальные существа. Плоская площадка на вершине Сумеру имеет форму квадрата; по её углам располагаются четыре пика, на которых обитают Ваджрапани, т.е. якши, именуемые “С ваджрой в руке”. В середине плато располагается город Сударшана (“Прекрасный”). Его окружает золотая стена. Земля в этом городе разноцветная (101 цвет), мягкая и пружинит под ногами. Сударшана – город бога Шакры (Индры); его дворец называется Вайджаянта). В городе растёт дерево Ковидара: под этим деревом Будда Шакьямуни проповедовал своё учение тому божеству, которое в прошлом рождении было его матерью.
Над сферой Тридцати трёх последовательно располагаются боги групп Ямы (боги Ямы отличны от ракшасов, обитающих в адах), Тушита, Нирманарати, Паранирмитавашаватри и Брахмы. Ещё выше находятся другие боги, распределённые в 16-ти местах обитания. Итак, существует 22 класса богов. Шесть первых классов богов, начиная с Четырёх великих правителей мира, способны к чувственным наслаждениям и относятся к чувственной сфере бытия.
Боги группы Тушита располагаются в сфере, где преобладают радость и удовлетворение. Особенно развиты представления о “небесах Тушита” в Махаяне. Здесь пребывают те бодхисаттвы, которым предстоит войти в мир людей в статусе будд. Так, здесь находится Майтрейя, который начнёт новую проповедь Учения в будущей кальпе.
Божества группы Нирманарати наслаждаются собственными магическими творениями. Эти боги достигают сексуального наслаждения в момент обмена улыбками, а накал их страсти разрешается смехом.
Выше них находятся боги, контролирующие магические наслаждения, созданные другими. Сексуальное желание они удовлетворяют, обмениваясь взглядами.
Дети богов рождаются чудесным образом у них на коленях.
Боги мира форм смертны, но они очень продолжительное время пребывают в в трёх счастливых состояниях. Первое такое состояние выражается в счастье, возникшем благодаря оставлению неблагих дхарм. Второе – в счастье, дарующем переживание радости, причём эта радость обусловлена прекращением различающей интеллектуальной деятельности. Третье состояние – счастье, свободное от переживания радости, ибо радость нарушает равновесие сознания.
Теперь мы оставим очень сложный буддийские пантеон и обратимся к более важному для нас учению о бодхисаттвах.