Основной интуицией индо-арийской философской рефлексии становится представление о бессмысленности земного бытия и стремление к некоему трансцендентному смыслу. Этим смыслом должен оказаться некий Абсолют, источник всякого бытия, начало и конец мироздания.
Тексты Упанишад повествуют, что, когда ученик спросил мудреца Яджнявалкью, сколько существует богов, он ответил: три тысячи триста три. Ученик, чувствуя, что учитель не сказал ему всей правды, продолжал настаивать на своём вопросе. Яджнявалкья ответил: эти три тысячи триста три бога – только проявления, богов же – тридцать три. В конце концов он признал, что Бог только один.
Примечателен ещё один диалог из Упанишад. Отшельник говорит сыну:
Принеси мне плод смоковницы. Вот он, господин. Разломи его. Я разломил его, господин. Что ты видишь в нём ? Нежные зёрна, господин. Разломи одно из них. Что ты видишь в нём ? Ровно ничего, господин. Это тонкая часть, которой ты не замечаешь. Из неё возникла вся большая смоковница. Эта тончайшая сущность есть во всём мире. Это – истина. Это есть во мне и в тебе. Иными словами, существует некая субстанция, которая является принципом единства. Она присутствует в человеке, и в то же время является началом Вселенной. Если войти в себя, сольёшься с мировым Абсолютом. Это и есть Атман.
Тексты гласят:
Его облик невозможно увидеть,