Rem dicendo subjiciet oculus Cicero
Речью поставить дело перед глазами Из «Оратора» Цицерона
1. Истоки современного анализа текста
Новые научные теории редко возникают на пустом месте. Как правило, возникновению новых научных направлений предшествуют многолетние разрозненные попытки отдельных ученых осмыслить и описать те или иные феномены, выходящие за рамки привычных знаний о природе вещей. Иногда, для того чтобы оценить масштаб научных достижений в той или иной области, необходимо заглянуть далеко в глубь веков и сопоставить давние представления с новейшими открытиями. Все эта справедливо и по отношению к лингвистическому анализу текста.
Современные теоретики лингвистики текста единодушно сходятся в том, что первые попытки научного подхода к анализу текста были предприняты античными риторами (см., напр. (Kalverkämper 1981: 5)). Именно поэтому знакомство с историей и идеями классической риторики позволяет проследить истоки многих нынешних достижений лингвистики текста.
В современном языковедении риторика трактуется как «филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи, прежде всего прозаической и устной» (Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 416). В человеческом обиходе под риторикой (от греч. rhetorike 'ораторское искусство') понимается, во-первых, теория и искусство красноречия, а во-вторых, напыщенная, красивая, но малосодержательная речь (Словарь иностранных слов 1989: 446). Несомненно, данное понимание сложилось под влиянием целого ряда моментов, отражающих прежде всего последний этап развития риторики, однако у нас особый интерес вызывают те аспекты классической риторики, которые получили последующее научное осмысление в современном анализе текста. А для знакомства с этими аспектами нам необходимо глубже заглянуть в историю «искусства красноречия».
В науке родоначальниками риторики признаются софисты (от греч. sophistes 'искусник, мудрец'). Так называли риторов — платных учителей, которые не только обучали красноречию, но и составляли речи для нужд граждан (Кох-тев 1994: 6). Свою задачу софисты видели в том, чтобы научить граждан «хорошо и убедительно говорить о политических и нравственных вопросах» (Тройский 1983: 174), При этом самым важным для оратора было не достижение истины, а убедительность. По мнению одного из самых известных софистов Горгия, убеждать может только искусно составленная речь, причем совершенно не важно, соответствует она истине или нет (цит. по (Кохтев 1994: 7)). Он говорил также: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать и печаль уничтожить, и радость вселить и сострадание пробудить* (цит. по (Кохтев 1992:, 5)). Во времена Горгия риторика признавалась «царицей всех наук», а обучение красноречию было высшей степенью античного образования. В более чем 2500-летней истории риторики выделяются несколько этапов, во время которых заметен различный подход к пониманию самого предмета риторики.
Первый этап связан с расцветом греческой цивилизации. Основой риторики данного периода является концепт убеждения. Аристотель определяет риторику как «искусство находить возможные способы убеждения относительно любого предмета* (Аристотель 2000: 8).
Второй этап в большей мере характерен для римской цивилизации. В этот период происходит переоценка концепта убеждения как основной цели оратора. Знаменитый римский ритор Квинтилиан, автор «Риторических наставлений» в двенадцати книгах, полемизируя с Аристотелем, предлагает иное определение риторики — ars Ъепе dicendi — «искусство говорить хорошо» (см. (Безменова 1991: 14; Кохтев 1992: 26)).
Третий этап в развитии риторики, расцвет которого приходится на средние века и начало эпохи Возрождения, характеризуется еще большим отходом от первоначального содержания. Для этого периода свойственна трактовка риторики как «искусства украшения речи» (ars ornandi). Непосредственным предметом ведения риторики оказываются преимущественно письменные тексты. Такое понимание сохранилось вплоть до наших, дней и нашло свое отражение в словарных дефинициях многих справочников; ср., например, определение риторики в «Словаре иностранных слов» (1989: 446).
В настоящее время наблюдается новый этап развития риторики как филологической дисциплины. Становление риторики нового типа (ее иногда называют «неориторикой» или «неориторической теорией аргументации» или просто «теорией аргументации») связано' прежде всего с работами X. Перельмана, обратившегося в 50-60-х годах к изучению логики ценностных суждений в юриспруденции. Он решил возвратить риторике ее первоначальный смыал — быть искусством убеждения. Тем самым он открыл для себя риторику как «логику неформального суждения». Новая ритори-ка, в основе которой лежит аристотелевский канон, должна заняться, по мнению X. Перельмана, изучением правил аргументации, во всех типах высказываний, при любом типе аудитории, для того чтобы убедить последнюю принять сторону оратора (цит. по (Безменова 1991: 16)).
Итак, в многовековой истории риторики сплелись воедино разные подходы к трактовке ее сути. Греческое «искусство убеждать* сменилось римским «искусством говорить хорошо», которое, в свою очередь, уступило место «искусству украшения речи». И вот на новом витке истории первоначальные идеи античной риторики обретают силу на более высокой ступени развития.
В самом общем виде риторику можно определить как искусство (прежде всего словом) убедить собеседника (или собеседников) в собственной правоте. Другими словами, это искусство воздействовать на мысли, знания, позицию и действия собеседника определенным образом. В этом античная риторика (а вместе с ней и теория аргументации) причудливо перекликается с современной лингвистической прагматикой, отводящей целевой установке, интенции говорящего фундаментальную роль в объяснении механизма функционирования языка, а также с теорией речевых актов, занимающейся созданием универсальной классификации речевых действий.