Конспект лекций по предмету "Лингвистика"


СОВРЕМЕННЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА И АНТИЧНАЯ РИТОРИКА

Rem dicendo subjiciet oculus Cicero
Речью поставить дело перед глазами Из «Оратора» Цицерона
1. Истоки современного анализа текста
Новые научные теории редко возникают на пустом месте. Как правило, возникновению новых научных направлений предшествуют многолетние разрозненные попытки отдельных ученых осмыслить и описать те или иные феномены, выхо­дящие за рамки привычных знаний о природе вещей. Иног­да, для того чтобы оценить масштаб научных достижений в той или иной области, необходимо заглянуть далеко в глубь веков и сопоставить давние представления с новейшими открытиями. Все эта справедливо и по отношению к лин­гвистическому анализу текста.
Современные теоретики лингвистики текста единодушно сходятся в том, что первые попытки научного подхода к анализу текста были предприняты античными риторами (см., напр. (Kalverkämper 1981: 5)). Именно поэтому знакомство с историей и идеями классической риторики позволяет про­следить истоки многих нынешних достижений лингвистики текста.

В современном языковедении риторика трактуется как «филологическая дисциплина, изучающая способы постро­ения художественно выразительной речи, прежде всего про­заической и устной» (Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 416). В человеческом обиходе под риторикой (от греч. rhetorike 'ораторское искусство') понимается, во-первых, теория и искусство красноречия, а во-вторых, на­пыщенная, красивая, но малосодержательная речь (Словарь иностранных слов 1989: 446). Несомненно, данное понимание сложилось под влиянием целого ряда моментов, отражающих прежде всего последний этап развития риторики, однако у нас особый интерес вызывают те аспекты классической ри­торики, которые получили последующее научное осмысление в современном анализе текста. А для знакомства с этими аспектами нам необходимо глубже заглянуть в историю «искусства красноречия».
В науке родоначальниками риторики признаются софис­ты (от греч. sophistes 'искусник, мудрец'). Так называли риторов — платных учителей, которые не только обучали красноречию, но и составляли речи для нужд граждан (Кох-тев 1994: 6). Свою задачу софисты видели в том, чтобы научить граждан «хорошо и убедительно говорить о поли­тических и нравственных вопросах» (Тройский 1983: 174), При этом самым важным для оратора было не достижение истины, а убедительность. По мнению одного из самых известных софистов Горгия, убеждать может только искусно составленная речь, причем совершенно не важно, соответст­вует она истине или нет (цит. по (Кохтев 1994: 7)). Он говорил также: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать и печаль уничтожить, и радость вселить и сострадание пробудить* (цит. по (Кохтев 1992:, 5)). Во времена Горгия риторика признавалась «царицей всех наук», а обучение красноречию было высшей степенью античного образования. В более чем 2500-летней истории риторики выделяются несколько этапов, во время которых заметен различный подход к пониманию самого предмета риторики.

Первый этап связан с расцветом греческой цивилизации. Основой риторики данного периода является концепт убеж­дения. Аристотель определяет риторику как «искусство на­ходить возможные способы убеждения относительно любого предмета* (Аристотель 2000: 8).
Второй этап в большей мере характерен для римской цивилизации. В этот период происходит переоценка концепта убеждения как основной цели оратора. Знаменитый римский ритор Квинтилиан, автор «Риторических наставлений» в двенадцати книгах, полемизируя с Аристотелем, предлагает иное определение риторики — ars Ъепе dicendi — «искусство говорить хорошо» (см. (Безменова 1991: 14; Кохтев 1992: 26)).
Третий этап в развитии риторики, расцвет которого приходится на средние века и начало эпохи Возрождения, характеризуется еще большим отходом от первоначального содержания. Для этого периода свойственна трактовка рито­рики как «искусства украшения речи» (ars ornandi). Непо­средственным предметом ведения риторики оказываются пре­имущественно письменные тексты. Такое понимание сохра­нилось вплоть до наших, дней и нашло свое отражение в словарных дефинициях многих справочников; ср., например, определение риторики в «Словаре иностранных слов» (1989: 446).
В настоящее время наблюдается новый этап развития риторики как филологической дисциплины. Становление ри­торики нового типа (ее иногда называют «неориторикой» или «неориторической теорией аргументации» или просто «теорией аргументации») связано' прежде всего с работами X. Перельмана, обратившегося в 50-60-х годах к изучению логики ценностных суждений в юриспруденции. Он решил возвратить риторике ее первоначальный смыал — быть ис­кусством убеждения. Тем самым он открыл для себя рито­рику как «логику неформального суждения». Новая ритори-ка, в основе которой лежит аристотелевский канон, должна заняться, по мнению X. Перельмана, изучением правил ар­гументации, во всех типах высказываний, при любом типе аудитории, для того чтобы убедить последнюю принять сто­рону оратора (цит. по (Безменова 1991: 16)).

Итак, в многовековой истории риторики сплелись воеди­но разные подходы к трактовке ее сути. Греческое «искусство убеждать* сменилось римским «искусством говорить хоро­шо», которое, в свою очередь, уступило место «искусству украшения речи». И вот на новом витке истории первона­чальные идеи античной риторики обретают силу на более высокой ступени развития.
В самом общем виде риторику можно определить как искусство (прежде всего словом) убедить собеседника (или собеседников) в собственной правоте. Другими словами, это искусство воздействовать на мысли, знания, позицию и дей­ствия собеседника определенным образом. В этом античная риторика (а вместе с ней и теория аргументации) причудливо перекликается с современной лингвистической прагматикой, отводящей целевой установке, интенции говорящего фунда­ментальную роль в объяснении механизма функционирова­ния языка, а также с теорией речевых актов, занимающейся созданием универсальной классификации речевых действий.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.