Конспект лекций по предмету "История"


Противоречия личности и политики Павла 1.

Павел Петрович правил после смерти своей матери Екатерины 2 с 1796 по 1801год. Историки очень противоречиво оценивают личность и политику Павла 1. Современники отмечали его ум, память, наблюдательность и одновременно его вспыльчивый, взрывной характер. В его воспитании участвовал граф Н.И. Панин, человек просвещенный и достаточно передовой для своего времени. Воспитанный в просветительских идеалах, он с годами совершенно разочаровался в них под воздействием конфликта с матерью. Павел всю жизнь мучился сомнениями по поводу своего происхождения (существует версия, что его отец не Петр 3, а один из фаворитов Екатерины). Он обвинял мать также в убийстве своего отца и узурпации престола. При Екатерине Павел жил фактически под домашним арестом в Гатчине, был лишен материнской любви и участия. Екатерина не допускала сына к участию в управлении страной, видя в нем претендента на свою власть.
Павел 1 вошел на престол в возрасте 42 лет, уже взрослым, сложившимся человеком. Основными мотивами его деятельности были:
а) желание противопоставить себя матери, переиначить все сделанное матерью и строить свое царствование наперекор заложенным ею традициям государственного управления;
б) страх, боязнь аристократической оппозиции, крестьянских волнений, французских республиканских идей.
Основной задачей своего правления Павел считал борьбу с сословными привилегиями. Рассматривая дворянство как рыцарское сословие, главное дело которого – служба государю, Павел настойчиво ограничивал сословные привилегии неслужащих дворян. Были отменены права дворянства и купечества, дарованные им по Жалованным грамотам. Вводились телесные наказания за уголовные преступления. Были уничтожено сословное самоуправление в городах и губерниях (городские думы и дворянские собрания).
Павлу, хотя и в меньшей степени, чем Петру 1, было свойственно мелочное вмешательство в личную жизнь граждан, регламентация всего от мундиров и танцев до употребления отдельных слов. Однако то, что при Петре 1 воспринималось как тяжелая, но неизбежная повинность, в конце столетия воспринималось как недопустимое попрание прав. Нередко без серьезной вины он подвергал придворных и офицеров аресту, ссылке, заключению в крепость. Все это крайне раздражало дворян.
Вместе с тем, Павел вернул из ссылки писателя и философа Радищева, издателя Новикова, руководителя польского восстания Костюшко, амнистировал живых пугачевцев, положил начало основанию Дерптского университета, Павловского корпуса (училище для сирот военных в Петербурге). Идеалу либеральной политики, основанной на самоуправлении сословий, их правах и привилегиях, Павел 1 противопоставлял идеал попечительской политики, опирающейся на сильную власть царя и его заботу о своем народе.
Непоследовательность и противоречивость мер Павла 1 проявилась особенно в крестьянском вопросе: 1) впервые при Павле крепостные приносили присягу на верность императору; 2) было запрещено продавать дворовых людей и безземельных крестьян (1798); 3) указ об ограничении барщины 3 днями (1797), носивший, правда, рекомендательный характер, но все-таки это была первая попытка государственной власти ограничить эксплуатацию крестьян.
С другой стороны, Павел 1 совершил несколько шагов, укреплявших крепостное право. Он широко раздавал помещикам государственных крестьян (за 4 года его правления – 600 тыс. душ обоего пола), а Екатерина 800тыс за 34 своего царствование. Переход крестьян в состояние частновладельческих значительно ухудшил их положение. Царь проявлял заботу об экономическом положении дворянства, которая выразилась в материальной помощи через кредитно – банковскую систему. Поэтому, политика Павла была противоречивой, но никак не антидворянской. Царь стремился подчеркнуть, что монарх – покровитель и защитник всех подданных, независимо от сословной принадлежности. По словам В.О. Ключевского, «Павел превращал равенство прав в общее бесправие».
Особенно неприемлемым для дворянства были преобразования Павла в армии. Он был страстным поклонником прусского короля Фридриха 2 и пытался переделать русскую армию по прусскому образцу.
Наконец, крайнее недовольство вызвал поворот Павла во внешней политике в 1800 г. – заключение союза с Наполеоном и разрыв с Англией, которая была главным потребителем русского льна и хлеба и поставщиком промышленных товаров на русский рынок.
В среде высшего дворянства созрел заговор. О подготовке переворота знал и наследник престола Александр. Заговорщики (генерал – губернатор граф Пален, генерал Беннигсен, последний фаворит Екатерины Платон Зубов с братьями и др.) 12 марта 1801 убили царя в Михайловском замке, куда Павел переехал из Зимнего, считая этот дворец недостаточно безопасным.

2. Реформы Александра 1 (1801 – 1825).
После трагической смерти (убийства) Павла царем стал его сын Александр 1. Он сменил прусскую политику отца на «просвещенный абсолютизм» своей бабки - Екатерины. Он амнистировал 12 тысяч опальных, отменил многие законы своего отца. Россия по - прежнему оставалась абсолютной монархией. Постепенно начинает формироваться традиция уважать закон, хотя личностный фактор остается важнейшим в становлении российской государственности.
Александр 1 был умен, хорошо образован на либеральных идеях
(учителем его был республиканец-француз Лагарп), отличался блестящими манерами. Необходимость с раннего детства жить на 2 дома – бабушкин и отца, где ненавидели друг друга – привела к тому, что в Александре 1 воспиталась двуличность и подозрительность. Обольстительное, византийское влияние его испытал на себе сам Наполеон.
Исследователи выделяют 2 периода его царствования:
1) 1801 – 1812 – период подготовки и стремления провести широкие
либеральные реформы;
2)1814 – 1825 – возобладают консервативные (консерватизм – это
теория и политика, направленная на сохранение и поддержание существующих общественных порядков) тенденции во внутренней и внешней политике.
Поначалу вокруг Александра сформировался Негласный комитет. Это неофициальный орган власти, в который вошли друзья царя – А. Строганов, Н Новосильцев, В.Кочубей, А.Чарторыйский. Планы этого комитета были обширны, однако даже эти молодые реформаторы оказались противниками какого бы то ни было ограничения самодержавия. Вместе с тем начало царствования Александра было ознаменовано целым рядом реформ.
В области госуправления:
1) В 1802 голу вместо петровских коллегий были созданы 8 министерств
– иностранных дел, внутренних дел, военное, финансов, военно-морское, коммерции, народного просвещения и юстиции. Был образован Кабинет министров под руководством царя, потом А. Аракчеева, который играл совещательного органа и согласовывал деятельность министерств.
2) В 1802 году Сенат стал высшим судебным и контролирующим органом.
3) В 1810 году стараниями М.Сперанского был образован Государственный Совет как высший законосовещательный орган при царе.
В области социальной сферы:
1) восстановил Жалованные грамоты дворянству и городам;
2)разрешено недворянам покупать свободные земли у помещиков безкрестьян, т.е. монополии помещиков на землю пришел конец. Этот указ в основном коснулся купцов, покупавших землю под строительство торгово-промышленных заведений.
3) помещики не могли без суда ссылать своих крестьян в Сибирь;
4) В 1803 году был принят важный указ «О вольных хлебопашцах», по которому помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп или по договоренности. Власть как бы давала дворянству свое положительное отношение к освобождению крестьян от крепостной зависимости. Но ощутимых последствий этот указ не имел: за все время царствования Александра на волю вышли немногим более 47 тысяч человек, т.е. менее 0,5 % их общего числа.
В области образования:
1) создано министерство просвещения;
2) появились университеты в Петербурге, Харькове, Казани, Вильно (ныне г. Вильнюс, Литва) и Дерпте (ныне г. Тарту, Эстония), открыт Царскосельский лицей, в котором учился Пушкин;
3) утвержден либеральный Университетский Устав (предоставлялось право выбора ректоров и деканов)
Особую роль в реформах сыграл Михаил Михайлович Сперанский. (1772 - 1839)сын сельского священника, окончивший духовную академию, сделавший быструю, головокружительную карьеру благодаря способностям и трудолюбию. В 1810 году Александр сделал его государственным секретарем и поручил разработать план реформ. В этом плане М. Сперанский рекомендовал дать стране конституцию при сохранении самодержавия; создать выборный высший законодательный орган – Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы. Без согласия Думы законы приниматься не могли; Избирательные права получали на основе имущественного ценза дворяне, а также купцы, мещане и государственные крестьяне; Сенат оставался высшим судебным органом; Создавался назначаемый императором Государственный совет, который утверждал принятые Государственной думой законы. Эти меры привели бы к переходу от абсолютной к конституционной монархии.
Боясь недовольства помещиков, Сперанский не высказывался за немедленную отмену крепостного права, но считал, что «на него надо смотреть лишь как на временное зло, которое неминуемо должно иметь свой конец».
Из всего предложенного было реализовано:
- с целью предотвращения опасного сращивания бюрократии и аристократии указ, согласно которому придворные звания камер-юнкера или камергера велено было считать отличиями, не приносящими никаких чинов. Они становились почетными, но бесполезными. Они не заменяли действительной службы. Более того, служба объявлялась необходимым условием получения придворного звания;
- все чиновники должны были иметь соответствующее университетское образование. Выслуга лет, которая ранее была главной причиной карьерного роста, по замыслу Сперанского уже не должна быть препятствием для продвижения по службе инициативных и способных чиновников. Понятно, что эти два указа, вызвали глубокое недовольство, как среди аристократии, так и чиновничества, поскольку нарушили их привычное и безбедное существование;
- образован Государственный Совет, просуществовавший до февраля 1917
года;
- увеличены прямые налоги (подушная подать увеличена с 1 до 2 рублей);
- введен налог на дворянские имения.
В ответ на проект Сперанского Н.М.Карамзин подал царю
записку «О древней и новой России», в которой доказывал, что всякое нарушение самодержавного характера царской власти приведет Россию к смуте, что благоденствие России принесут не административные реформы, а подбор достойных людей на руководящие посты. Чиновничество и придворные Сперанским были недовольны, называли выскочкой. В марте 1812 года его обвинили в шпионаже в пользу Наполеона и сослали в Нижний Новгород. До 1821 года Сперанский был в провинции и вернулся в столицу уже другим человеком, признавая свою деятельность ошибочной и преждевременной.
Второй период деятельности Александра 1 начинается после триумфальной победы над Наполеоном, в обеспечении которой, Россия и ее император внесли огромный вклад. Царь – «освободитель Европы» попытался продолжить свои реформаторские шаги. Так,
-в 1815 году царь подписывает Конституцию Польше;
- отменил крепостное право в Прибалтике;
- разрабатывались проекты отмены крепостного права (в том числе
А.Аракчеевым).Однако Александр не счел возможным их реализовать, так как не получил поддержки основной массы дворянства.
После войны 1812 года у Александра появляется еще один видный помощник, государственный деятель, который верой и правдой служил государю - А.А. Аракчеев (1769 – 1834). Это был генерал от артиллерии, одно время военный министр, с 1815 года руководил Государственным советом, Кабинетом министров и канцелярией государя. У современников Аракчеев имел репутацию человека жестокого, грубого и малообразованного. Период царствования Александра с 1816 по 1825 гг. в отечественной исторической литературе получил название «аракчеевщина». Однако это название отражает лишь внешний облик времени. А.Аракчеев при любых обстоятельствах всегда был и оставался нерассуждающим исполнителем замыслов царя, его аккуратным, преданным, бескорыстным и скромным помощником. Своим девизом при получении графского титула он избрал «Предан без лести». Граф был честен, ибо он не присвоил ни одного рубля из огромных средств, отпущенных на организацию военных поселений. В 1810 году А.А.Аракчеев выступил организатором военных поселений, которые просуществовали до 1857 года. Военные поселения – это особая форма организации войск, при которой государственные крестьяне зачислялись в военные поселенцы, совмещая службу с сельхозработами. Это сокращало военные расходы, уменьшались рекрутские наборы, сопровождавшиеся волнениями крестьянства. Однако ничего хорошего из этих планов не вышло. Плодотворно совмещать эти два рода деятельности было крайне трудно. Поселяне неоднократно восставали (Новгородская, Херсонская области). Эти выступления жестоко подавлялись. Поселения и ведавший ими А.А Аракчеев в обществе вызывали неодобрение. Аракчеев и его политика («аракчеевщина») стала в 20 годы именем нарицательным – как политика грубой военной силы и тупой дисциплины. В 1822 году были запрещены тайные общества и масонские ложи. Начало периода «аракчеевщины» следует относить с началом 20 годов, когда Александр 1 окончательно разочаровался во всех своих начинаниях, отдалился от государственных дел. На его мировосприятии отразились и личные потрясения и драмы (смерть любимой сестры Екатерины и смерть единственно оставшегося ребенка – 16 летней любимой дочери Софьи). Именно в это время царь впадает в религиозность и мистицизм.
Можно выделить основные причины, по которым реформы Александра не состоялись:
1) Недостаточная продуманность реформ. Сам царь ставил трудновыполнимые цели и
задачи. Желал достигнуть невозможного.
2) Думая о серьезных реформах в стране, он хотел оставить неизменной
собственную власть, источник бесправия большинства населения России.
3) Император не нашел никакой серьезной поддержки своим замыслам.
Дворянство не хотело либеральных преобразований, поэтому проекты оказались нежизнеспособными. Пренебречь мнением господствующего сословия Александр не мог, опасаясь дворцового переворота.
4) Неудачный момент для преобразований. В первой четверти столетия страна
переживала экономический подъем. Победа над Наполеоном вознесла ее к вершинам европейской славы. Для подавляющей части «верхов» было совершенно непонятно, почему освободительница Европы должна резко менять свои социально-экономические и политические порядки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.