Конспект лекций по предмету "История"


Общественно-политическая жизнь страны в послевоенный период

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов. Со слов Н. Хрущева распространяется версия, что советские военнопленные из фашистских лагерей все пошли в лагеря советские. Это, мягко говоря, не так. С мая по февраль 1945г. было проверено 4,2млн. репатриированных (из них 1,5 млн. военнопленных). Из гражданских в Гулаг было отправлено 1,76%, из числа военнопленных – 14,69%. Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И. В. Сталина.
В 1946-1947 гг. по поручению Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП (б). Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов.
Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законода­тельных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР.
Трудности послевоенного экономического развития, про­являвшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако, в условиях жесткого противостояния с ведущими капиталистическими странами внимание руководителей государства направлялось порой не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовлетво­рительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись «вредительством» со стороны руководства отрасли. В 1946 г. на заседании Политбюро ЦК ВКПб) специально рассматривалось дело этих «вредителей» («дело Шахурина, Новикова и др.»). На рубеже 40-50-х годов руководители Политбюро обсуждали дела лиц, якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения. Продолжалась фабрикация дел «врагов народа». В 1949 г. руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы («ленинградское дело»). Обвиняемыми были партийные деятели, советские и государственные работники (А.. Кузнецов, А. Родионов, Н. Вознесенский и некоторые другие). Организаторы несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек - к длительным срокам лишения свободы.
Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике. На основании сфальси­фицированных материалов были репрессированы ряд партийных работников и тысячи граждан. Все участники этих процессов были впоследствии реабилитированы. В 1952 г. было сфабриковано так называемое «дело врачей».Группа крупных специалистов-медиков, лечивших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны. Все эти дела были
спровоцированы группировками в высшем руководстве партии в ходе борьбы за власть.
С 1947 г. масштабы репрессий уменьшались с каждым годом. Ситуация в стране становилась все более устойчивой и спокойной. После смерти Сталина они почти прекратились, за исключением мер, применяемых против диссидентов.
Не оправдались надежды интеллигенции на развитие и укрепление контактов с другими странами, хотя на Ялтинской и Потсдамской конференциях речь шла о всестороннем послевоенном сотрудничестве часто отмечают в литературе последних лет. Но почему то забывают, что отношения сотрудничества – это результат усилий двух сторон. Встает вопрос: а хотел ли Запад искренне этого сотрудничества? Именно в эти годы руководитель ЦРУ А.Даллес разработал свой печально знаменитый и коварный план идеологической борьбы против СССР. Руководство страны взяло курс на "завинчивание гаек" в отношении интеллигенции. В 1946-1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП (б) по вопросам культуры. В марте 1946 г. вышло постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград», беспощадной критике подверглось творчество М. Зощенко и А. Ахматовой. После разгрома ленинградских писателей взялись за театры, кино, музыку. Были приняты соответственно постановления ЦК партии «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба» и др. Постановления ЦК ВКП (б) по вопросам культуры были ярким примером грубого административного вмешательства в культуру, командного руководства этой сферой.
В целом позитивными оставались при Сталине в послевоенный период взаимоотношения государства и церкви. Импульс, данный встречей Сталина с иерархами РПЦ в 1943 г. к установлению уважительных отношений государства и церкви, сохранялся. Религиозные организации за довольно короткий срок значительно укрепили свое влияние. С 1944 г. по 1948 г. от православных верующих в государственные органы поступило более 23 тыс. заявлений об открытии церквей и приходов. Заметнее стала и потребность людей в соблюдении религиозных обрядов. Русская Православная Церковь снова обрела свой высокий авторитет в православном мире.
Таким образом, в послевоенные годы в советском обществе тесно переплетались два противоречивых курса: на фактическое усиление репрессивной роли государства и на формальную демократизацию политической системы. Последний проявился в следующих формах. Осенью 1945 г. сразу после разгрома милитаристской Японии в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен ГКО, внеконституционный орган власти, сосредоточивший в своих руках диктаторские полномочия. В 1946-1948 гг. прошли перевыборы советов всех уровней и был обновлен депутатский корпус, сформированный еще в 1937-1939 гг. Первая сессия Верховного Совета СССР нового, второго, созыва состоялась в марте 1946 г. Она утвердила 4-й пятилетний план, приняла закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР (что соответствовало общепринятым в мировой практике наименованиям). Наконец, в 1949-1952 гг. возобновились после долгого перерыва съезды общественных и общественно-политических организаций СССР. А в 1952 г. состоялся XIX съезд партии, последний съезд, на котором в последний раз присутствовал и выступал Сталин. Съезд принял решение переименовать ВКП (б) в КПСС.
3. Международное положение и внешняя политика Советского Союза. Истоки и причины «холодной войны»
Исход Второй мировой войны свидетельствовал и об изменении соотношения сил в мире. Союзные войска четырех держав - СССР, США, Великобритании и Франции - оккупировали территорию Германии и Австрии в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, на оккупированную советскими войсками часть Германии, Чехословакию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию. Страна, истощенная войной, нуждалась в мире, восстановлении экономики и людских ресурсов, укреплении и защите своих границ.
Вопреки утверждениям ряда американских историков, СССР не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимых возможностей. Разработанный в конце 1946 г. - начале 1947 г. план активной обороны территории Советского Союза имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 г. по 1948 г. численность советской армии сократилась с 11,4 млн. до 2,9 млн. чел.
США стали господствующей мировой державой, обладающей огромной экономической, воздушной, морской и атомной мощью. За годы войны Соединенные Штаты Америки увеличили валовой национальный продукт в 1,7 раза (без учета инфляции). В войну они потеряли всего 300 тыс. убитыми. Доллар стал самой устойчивой валютой, а Нью-Йорк - самым большим финансовым рынком мира. Экономи­ческое могущество США, развившаяся за годы войны промышленная и финансовая экспансия в другие страны способствовали претензиям Соединенных Штатов на роль мирового гегемона.
В 1945 г. в послании президента Трумэна конгрессу говорилось, что победа во Второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. В последующих планах Белого дома предусматривалось прекращение союзных отношений с СССР. В сентябре 1945 г. Объединенный комитет начальников штабов одобрил идею США о нанесении первого удара по потенциальному противнику. Тогда же был разработан меморандум с предложением "отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, пригодных для стратеги­ческой атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории". В 1949 г. американским планом войны с Советским Союзом намечалось сбросить на 100 городов нашей страны 300 атомных бомб при первом ударе. Как свидетельствуют рассекреченные документы, американские военные планы второй половины 40-х годов основы­вались на следующих положениях: война с СССР - реальность, если не удастся "отбросить" мировой социализм; СССР и его союзники не должны достигнуть уровня США в военном и экономическом отношении; США должны быть готовы первыми использовать ядерное оружие.
В западной историографии начало холодной войны(состояния конфронтации, противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государствами, с другой) связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая якобы носила агрессивный характер. Данная точка зрения восходит к послевоенным выступлениям западных политиков, в частности У. Черчилля, который в своих мемуарах пишет, что разгром Германии повлек за собой коренное изменение отношений между коммунистической Россией и западными союзниками, поскольку война против общего врага была почти единственным звеном, связывающим их союз. В марте 1946 г., выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента Г. Трумэна, У. Черчилль сформулировал цели «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке», направленной против растущей опасности для «христианской цивилизации» со стороны «ком­мунистических или неофашистских государств». Для этого, как он считал, необходимо, чтобы США и их западные союзники (Англия и Канада) сохраняли монополию на секретные сведения или опыт в отношении атомной бомбы, объединили под единым руководством и для совместного использования свои военно-морские силы, авиацию и базы. Основную угрозу мировому сообществу Черчилль видел в росте влияния коммунистических партий в странах Европы.
Политические планы западных стран, и в первую очередь Соединенных Штатов Америки, разработанные для руководства во взаимоотношениях с Советским Союзом, получили в историографии название «доктрины сдерживания». Она вбирала следующие меры: экономическую помощь странам Европы; образование военно-политического союза под эгидой США; размещение военных баз США вблизи советских границ; поддержка внутренних оппозиций в странах восточной Европы; в случае необходимости первыми, в том числе, ядерного оружия. По оценке бывшего президента США Буша, его страна проводила эту политику до конца 80-х годов. В этой необъявленной холодной войне использовались все средства. В самой Америке, чтобы погасить доброе отношение населения к народам Советского Союза, конгресс США устраивает специальное расследова­ние «коммунистической подрывной деятельности» (уже к 1949 г. в картотеке комиссии по расследованию антиамериканской деятельности значился 1 млн. американцев).
Составной частью американской политики, направленной на интеграцию европейских государств в новую мировую экономическую систему под покровительством США, стал разработанный летом 1947 г. план Маршалла, согласно которому выделенные за 1949-1952 гг. для промышленной реорганизации Европы американские кредиты, займы и субсидии составили более 20 млрд. долларов. (Интеграция-совокупность процессов, ведущих к объединению элементов в целостную систему). Сам Маршалл заявлял, что его план – «военные действия, осуществленные при помощи экономики, цель которых, с одной стороны, сделать Западную Европу полностью зависимой от Америки, с другой - подорвать влияние СССР в Восточной Европе и подготовить почву для установления американской гегемонии в этом регионе». К тому же намерение США добиться мирового господства сталкивалось с намерением СССР расширить свое влияние на новые регионы мира.
В сентябре 1949 г. по инициативе США, Англии и Франции принято решение о создании Федеративной Республики Германии со столицей в Бонне. Германия была расколота.А в октябре этого же года была провозглашена Германская Демократическая Республика на территории советской оккупационной зоны.
Следующим шагом западных держав, способствующим расколу мира и закреплению этого раскола в военном отношении, стало подписание в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. Атлантического пакта (НАТО) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран, согласно которому каждая из сторон обязалась оказывать немедленную помощь, "включая применение вооруженной силы", любой участнице пакта в случае "вооруженного нападения против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке". В 1952 г. в НАТО вступили Турция и Греция. Таким образом, компромисс между двумя политическими системами, сложившийся в результате войны с фашизмом, был окончательно разрушен.
В августе 1949 г. в Советском Союзе было успешно проведено испытание первой атомной бомбы. В США был разработан документ о национальной безопасности, который основывался на следующем положении: "СССР стремится к мировому господству, советское военное превосходство все более увеличивается, в связи с чем переговоры с советским руководством невозможны". Отсюда делался вывод о необходимости наращивания американского военного потенциала (в 1949 г. в распоряжении США было около 250 атомных бомб, в 1950 г.-свыше 400). Доклад был одобрен Трумэном, а военный бюджет США за 1951-1953 гг. вырос с 13 до 50 млрд. долларов. Таким образом, СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений.
Кульминационным пунктом конфронтации(противоречия между государствами с различным социальным и политическим строем, между политическими силами с противоположными принципами) двух держав стало участие обеих в корейской войне (25 июня 1950 г. - 28 июля 1953 г.).
Война шла с переменным успехом. В сентябре 1950 г. США произвели мощный десант в тылу северокорейской армии - 50 тыс. пехотинцев с танками, артиллерией, надежным авиационным прикрытием, и вдвое превосходящими силами «войск ООН». В октябре южнокорейские и американские силы вышли на границу с Китаем. Вступление в войну отрядов китайских добровольцев численностью до 200 тыс. человек, оснащенных советским оружием, заставило войска противника отступить, что способствовало активизации правых сил в политических кругах США, которые требовали использовать события в Корее для «превентивной войны» против КНР и СССР.
В июне 1951 г. представитель СССР в Совете Безопасности ООН заявил, что прекращение огня и взаимный отвод войск от 38-й параллели был бы в интересах обеих сторон; в ноябре была достигнута в этом плане некоторая договоренность. 28 июля 1953 г. в Корее установился мир. Корейская война преподала миру серьезный урок: она показала не только пределы силы мощнейшей в мире державы, но и непримиримость двух противоборствующих систем.
Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенные годы явилось установление дружественных взаимо­отношений с государствами Восточной Европы. В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно­европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана Межправительственная экономическая организация - Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).
Уже на первоначальном этапе сотрудничества СССР с госу­дарствами Восточной Европы проявлялись проблемы и противоречия, связанные в основном с поисками и выбором путей дальнейшего развития этих стран.
Экономической, политической и общественной моделью развития стал для этих стран Советский Союз. Во-первых, он обладал опытом ведения планового хозяйства, во-вторых, конфронтация с Западом вынуждала советское руководство к быстрым и решительным действиям по отношению к новым союзникам; нередко эти действия носили необоснованный характер, противоречили природно-экономическим условиям стран-партнеров, нарушали сложившиеся в них до войны социально-экономические, политические и культурные традиции. В годы войны коммунисты стран Восточной Европы играли важную роль в движении Сопротивления. После войны задачи борьбы за национальное освобождение и возрождение государственности они сочетали с задачами изменения характера власти, коренных перемен в социально-политическом строе общества и внешней политике, что порождало конфликт и противоборство с теми силами, которые ориентировались на эмигрантские правительства и западные державы.
В апреле 1945 г. были заключены договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве СССР с Югославией, Польшей и с другими странами народной демократии. Становление нового политического режима происходило при полном контроле Москвы, на территории многих стран находились советские войска, стимули­ровавшие приход к власти в них социалистических правительств. На пути создания просоветских правительств и проведения социальных реформ некоторые государства Восточной Европы не считали советский путь единственным возможной моделью построения социализма. Это послужило основой осложнения отношений ч Чехословакией, Венгрией, ГДР, одной из причин разрыва дипломатических отношений с Югославией (август 1949г.).
Таким образом, итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х - начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене, в то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

СССР в 1953 – 1964гг. Десятилетие Хрущева. Лекция 21.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.