Тема 1. Введение в учебный курс «философии»
Лекция 1. Философия как феномен культуры
Основные понятия: философия; мировоззрение; мифология; религия; предмет философии; структура философии; гносеология; философская антропология; социальная философия; философия истории; этика; эстетика; материализм; идеализм; монизм; философский метод; сенсуализм; рационализм; иррационализм; функции философии.
Что такое философия? Специфика философского знания
Хотя философская мысль была присуща древнеиндийской и древнекитайской культурам, именно в Древней Греции в силу определенных предпосылок возникает… В центре внимания филсофии - наиболее общие вопросы развития природы, общества… Необхдимо отметить, что специфика философии заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий…
Философия как мировоззрение.
Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами… Мировоззрение существует на двух уровнях: 1) чувственном как мироощущение,… В зависимости от субъекта мировоззрения выделяют такие его формы, как личностное, социально-групповое мировоззрение и…
Предмет и структура философского знания
Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в… Стремясь охватить мир в его единстве, философия ставит вопросы предельного… По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. Она не довольствуется эмоциональными…
Материализм и идеализм – основные направления философии
«Материализм — писал он, — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит… Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. В… · Материализм Древнего Востока и Древней Греции — это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и…
Философия как методология.
Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития… Философский метод задает общие принципы исследования и, по словам Ф. Бэкона,… Переходя к более конкретному рассмотрению вопроса о методах философии, следует прежде всего указать на материализм и…
Философия и наука.
· является ли философия наукой;
· взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;
· соотношение философии и ненаучного знания.
Философия, искусство и религия
Все же, хотя искусство и философия порой очень тесно сближаются, они не сливаются окончательно. Философию интересует всеобщее: основы бытия,… Традиционно философия всегда была близка к религии. Понятие Бога во многих… Однако Бог философа — это не Бог верующего, чья вера не знает сомнений. Сомнение изгнало первого человека из Рая.…
Функции философии в системе культуры
Методологическая функция, о которой также уже шла речь, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность… Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках… Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип…
Тема 2. Эволюция философской мысли в истории культуры
Лекция 2. Философия Древней Индии и Древнего Китая
Философия возникает в VI—V веке до н. э. в Древней Греции. Здесь появляется и само слово «философия», образованное из двух греческих слов: «филео» —… Тезис о возникновении философии в Древней Греции не означает, что придется… Время около 500 г. (от 800 до 200 г.) до н. э. — уникальное время не только в греческой, но и во всемирной истории.…
Философия Древней Индии
В истории философии Индии выделяют несколько периодов, деление на которые само по себе достаточно условное. Остановимся прежде всего и главным образом на основных из них, заложивших фундамент всей индийской философии и составивших философскую классику индийской мысли и всей ее культуры, а именно — на ведическом и эпическом периодах.
Философия ведического периода.
Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит), песнопений, магических заклинаний, молитв и т. п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы… Собственно философские воззрения Древней Индии наиболее полное отражение… В качестве первоосновы бытия в Упанишадах выступает Брахман — универсальная, безличная мировая душа, духовное начало,…
Философия Древнего Китая
Зарождение китайской философии. Китайская философия зарождается и складывается в период династий Шан (XVIII — XII вв. до китайской н. э.) и Чжоу (XI… Одновременно с распространением религиозного мировоззрения начало возникать и… Эти и им подобные представления, развиваясь, начинают наполняться более глубоким смыслом и широким содержанием.…
Лекция 3. Античная философия
Латинское слово «andguus» означает «древний», но когда говорят об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую,…
Периодизация античной философии
К этому этапу относятся милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты… Второй этап охватывает период примерно с половины V в. и до конца IV в. до н.… Третий этап в развитии античной философии – закат и затем ее упадок (III в. до н. э. – V в. н. э.) обычно обозначается…
Возникновение и становление античной философии.
Опираясь на мировоззрение Гомера и Гесиода, на достижения ближневосточной мудрости: вавилонской, египетской, финикийской, — последовательно… Основателем милетской философской школы былФалес (ок 625 – 547 до н. э.). По… Философское учение Фалеса заключалось в поиске первоначала многообразия мира. Основой всего сущего Фалес считалводу.…
Классический век древнегреческой философии
В этот период произошла переориентация философского интереса с проблем устройства мироздания на проблемы познания общества и человека. Переход к новому видению человека и общества философия подготавливался деятельностью софистов — Протагора (ок. 480—410 до н. э.), Горгия (483—375 до н. э.), Гиппия, Продика и др.,
Софист в буквальном переводе с греческого (софистэс) означает знаток, мастер, художник, мудрец. Так называли появившихся в V в. до н.э. в Древней Греции платных учителей философии, риторики (красноречия) и эристики (искусства спора). Благодаря Платону и Аристотелю это слово приобрело и сохраняет до сих пор нарицательный смысл: так называют людей, склонных к пустым разглагольствованиям, придающих большее значение форме высказываний, нежели их содержанию. Софисты не представляли единой школы, они соперничали между собой, однако их объединяло не только «профессиональное» преподавание, но и предмет, и метод философствования. Главным вопросом для них был вопрос о соотношении мира и знания. Убедившись, что с помощью хитросплетений речи можно легко доказать, что «черное» это «белое» и наоборот, софисты учили, что нет объективной истины, она зависит от места, времени, условий и самого человека, т.е. субъективна, а следовательно, мир непознаваем. Иными словами, они были первыми агностиками. (Агностицизм — учение о полной или частичной непознаваемости мира). Утверждение об относительности истины влекло за собой и утверждение об относительности нравственных норм — что кому выгодно, то и хорошо; часто такая позиция перерастала в аморализм.
Софисты не занимались физикой, четко разделяя то, что существует по природе и то, что существует по установлению. Они первыми в истории античной философии поставили человека в фокус мировоззренческих изысканий. Наиболее прогрессивное влияние софизма на философскую, религиозную и общественную жизнь Древней Греции следует видеть в том, что он по сути своей антидогматичен, а, следовательно, способен подтолкнуть человека к самостоятельному поиску в противовес слепой вере в авторитеты.
Взгляды Сократа (469—399 до н. э.), излагавшего свое учение только устно, в форме беседы или спора, дошли до нас в изложениях его учеников, в первую очередь Ксенофонта и Платона, вся жизнь которых прошла под знаком смерти любимого учителя. Как видно из записей учеников Сократа, главным предметом его речей и бесед были вопросы этики — вопросы о том, как следует жить. Сократ всей своей жизнью преподал личный урок не только своим ученикам, но и последующим поколениям. Этот урок жизни в полном соответствии с проповедуемыми им принципами особенно значим в настоящее время.
. Для него, в отличие от софистов, различие между добром и злом носило абсолютный, а не относительный характер. Именно знание того, что такое добро и что такое зло, делает человека добродетельным. Поэтому Сократ стремился найти и точно определить основные понятия нравственности, выяснить их сущность. Для него являлось несомненным, что определение понятия есть определение сущности рассматриваемого предмета. Если нет точно определенного понятия, то нет и знания о предмете.
Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с выказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины.
Философия Платона
Ядром философского учения Платона является еготеория идей.Идея для Платона не есть понятие человеческого ума. Она есть истинно сущий род бытия. Она… Идея — это цель, к которой устремляются все чувственные вещи. Идея — не только… Мир идей обладает структурой. На вершине пирамиды находится наивысшая идея —Блага.Миру идей, то есть миру истинно…
Философия Аристотеля
Аристотель, будучи величайшим из учеников Платона, в то же время был не согласен с философской концепцией платонизма, что нашло выражение в… Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Он считал, что Платон… Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую…
Философия эллинистической эпохи
Эпикуреизм. Основать этой философской школы Эпикур (342—271 до н. э.) развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее… «Пусты слова того философа, которые не врачуют никакие страдания человека. Как… Одна из самых существенных задач философии — практическая помощь человеку в преодолении страха перед смертью.
Лекция 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения
Основные понятия: теоцентризм; креацинизм; провиденциализм; патристика; схоластика; вера и разум; гуманизм; пантеизм; натурфилософия.
Общая характеристика и особенности средневековой философии
Философия Средневековья — своеобразный исторический тип философии. Она представлена множеством имен, различных школ и направлений. Вместе с тем она… · Тесная связь со Священным Писанием, которое является исчерпывающей и… · Священное Писание христиан – Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Заветов. Большинство книг Ветхого Завета…
Патристика
а) апостольский период (до середины II века н. э.);
б) эпоха апологетов (с середины II века н. э. до начала IV в. н.э.).… в) зрелая патристика (IV—VI в. н.э.). Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных…
Философия А. Августина
Духовная эволюция Августина в полной мере отражает борьбу утверждающейся христианской культуры с культурой античной. На пути к христианскому… В 396 г. Августин избирается епископом г. Гиппона и остается им вплоть до… Опираясь на неоплатонизм, Августин создал влиятельное религиозно-философское учение, служившее фундаментом…
Схоластика
Важнейшие проблемы схоластической философии: рациональное доказательство бытия Бога, креационизм, соотношение веры и разума, свобода воли и… Номиналисты полагали, что понятия сами по себе не имеют онтологического… Развитие теологического рационализма привело к утверждению теории двойственной истины, согласно которой истины…
Философия Ф. Аквинского
Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и… Первоначально, в период раннего Средневековья, философы считали, что для… Но со временем, в период позднего Средневековья, под влиянием непрекращающегося роста научных знаний, обострения…
Философия эпохи Возрождения
Ренессанс — это не только явление итальянской или европейской культуры, но явление общемировое. Все культурные страны, в той или иной форме, имели… Таким образом, в основании культуры Возрождения лежит индивидуализм, который… Открытие Ренессансом человека, как главного субъекта истории и культуры, привело к появлению гуманизма. Этот термин…
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). В его творчестве — начало многих путей, которыми шло… В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке… Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве…
Социально-философская мысль эпохи Возрождения
Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственны деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов… Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет… Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют «естественные…
Натурфилософия эпохи Возрождения
Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452— 1519), Николая Коперника… Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не… Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый, талантливый изобретатель (в числе его проектов — идеи танка,…
Лекция 5. Европейская философия Нового времени
Основные понятия: эмпиризм; рационализм; просвещение; чувственное познание; рассудок; разум; категорический императив; диалектика; абсолютная идея; философия природы; диалектический метод мышления; антропологический материализм; марксистская философия, материалистическое понимание истории; общественное бытие; общественное сознание; материалистическая диалектика.
Общая характеристика и периодизация
Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в предыдущую эпоху, стали в Новое время… Еще одним фактором, определявшим направленность философских учений этого… Для более детальной характеристики целесообразно рассматривать философию Нового времени не в целом, а по временным…
Философия XVII века
XVII век – это век научного естествознания и научных открытий.
Философия активно участвовала в развитии новой науки. Творчество Ф. Бэкона, Р.… С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии…
Философия эпохи Просвещения
Просвещение не было только философским течением, оно соединило в себе идейное и политическое самосознание формировавшейся буржуазии. Деятели… В плеяде наиболее видных представителей французского Просвещения — Франсуа… Вольтер и Монтескье были представителями первого поколения просветителей, стоящих у истоков Французского…
Немецкая классическая философия
Философия Просвещения сумела реализоваться практически — в лозунгах и идеалах Великой французской буржуазной революции 1789—1794гг. Это крупнейшее событие европейской истории XVIII в. в свою очередь дало мощный импульс процессу обновления самой философии. Принципиально новым этапом ее развития стало творчество классиков немецкого идеализма конца XVIII — начала XIX вв. — Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля. С ними в философию пришли темы истории, развития, активности познающего субъекта и. др. Философия становилась рефлексией, т. е. самопознанием всей многообразной человеческой культуры
Определяющей чертой немецкой классической философии (точнее немецкого идеализма) является выдвижение проблемы диалектического тождества мышления и бытия, с позиции которого исследуются отношения субъекта и объекта, теоретические формы мышления, философские категории.
Суммарно наиболее оригинальные и существенные новации, разработанные немецкой классической философией, можно свести к следующим:
· создание системы диалектики, достигшей своей завершенности в работах Гегеля;
· обоснование активности мышления (активность субъективного и объективного разума);
· значительно расширено исследование психики человека и признание существенной роли бессознательных неуправляемых интеллектуальных процессов;
· введение принципа историзма (Гегель) в исследование социально-культурной сферы;
· разработка и использование понятия идеала при интерпретации общественной жизни и искусства;
· появление новой формы материализма, а именно антропологического материализма и выявление психологических и гносеологических корней религии.
Философия И. Канта
Биография Канта очень проста и бедна внешними событиями. Вся его жизнь прошла в одном городе — Кенигсберге (ныне г. Калининград), а научная… В «докритический» период Кант стоял на позициях естественнонаучного… Разделительной чертой между творческими периодами является 1770 год, потому что именно в этом году 46-летним Кантом…
Философия Г. Гегеля
Основные работы: «Наука логики: В 3 т.» (1812—1816); «Энциклопедия философских наук» (1817); «Феноменология духа» (1807); «Лекции по истории… Заслуга Гегеля заключалась в том, что он:
· разработал диалектику в систематической, целостной форме, но на основе идеализма и с включением элементов…
Философская система Гегеля и ее структура
В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа:
1) развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления» —… 2) развитие идеи в форме «инобытия», т. е. в форме природы — «Философия природы». Природа служит лишь внешним…
Философия Л. Фейербаха
Основные работы: «Сущность христианства» (1841) и «Основные положения философии будущего» (1843).
Характерная черта философии Фейербаха — антропологизм, т. е. понимание… В центре проблематики «новой философии», предложенной Фейербахом, человек чувствующий и, прежде всего, — наделенный…
Марксистская философия
Предпосылки первого рода включают в себя экономические, социальные и политические факторы, приведшие к созданию марксистского учения и марксистской… Для социальной сферы стала характерной значительная пролетаризация населения,… В политической сфере четко обозначилось выделение пролетарского движения как самостоятельного отряда трудящихся…
Лекция 6. Неклассическая философия в контексте европейской культуры ХХ века
Основные понятия: иррационализм; воля; «воля к власти»; позитивизм; махизм; неопозитивизм; верификация; фальсификация; аналитическая философия; психоанализ; бессознательное; коллективное бессознательное; архетип; неофрейдизм; экзистенция; пограничная ситуация; свобода; герменевтика; феноменология; структурализм; постмодерним.
Общая характеристика и основные направления(школы) неклассической философии
Классическая немецкая философия, последним представителем которой был Л. Фейербах, явилась теоретическим источником философии марксизма. Продолжая традиции классической философии с ее рационалистической ориентацией, верой в науку и прогресс, марксистская философия сформировалась как принципиально новое учение, преодолевшее абстрактный, умозрительный характер классической философии.
Наряду с философией марксизма формируются немарксистские течения неклассической философии. Возникают разнообразные сциентистские и антисциентистские течения. Если для сциентистских течений разрыв с классическими традициями связан с отрицанием философско-мировоззренческих проблем, с попыткой заменить философию специальными науками, то течения аитисциентизма характеризуются иррационализмом и критикой возможностей разума.
В целом западная философия второй половины XIX—XX вв. представляет собой большое многообразие различных течений, школ, концепций, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу.
В данной лекции мы рассмотрим лишь некоторые, наиболее распространенные и влиятельные течения современной западной философии:
· Неопозитивизм и аналитическая философия
· Психоанализ
· Экзистенциализм
· Герменевтика
· Феноменология
· Структурализм
· Философия постмодернизма
Однако, прежде чем перейти к характеристике указанных философских течений, заметим, что с середины XIX века рационалистическому вектору классической новоевропейской философии усилиями А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и Ф. Ницше был противопоставлен феномен иррационального — бессознательные процессы и эмоционально-волевые акты. Отметим, что классическая мысль в силу ряда причин, рассмотренных выше, не фокусировала внимания на проблемах воли, интуиции, духовного озарения, инстинкта, воли к жизни и воли к власти, т. е. на тех, которые не подчинялись законам логики, разума. Этот интеллектуальный "зазор" и постарались восполнить философские оппоненты классического рационализма.
Основоположником европейского иррационализма является Артур Шопенгауэр (1788—1860), системно изложивший свои воззрения в труде "Мир как воля и представление" (1818). Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление.
Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. С появлением последнего возникает мир как представление, как человеческая картина. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами, как, например, сексуальное наслаждение. У человека есть только один выход — погасить в себе волю к жизни. Эту истину, по мнению Шопенгауэра, открыли еще древнеиндийские мудрецы, выразившие ее в буддистском учении о нирване.
Шопенгауэр выделял две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве. Согласно Шопенгауэру, гениальность — это способность пребывать в чистом созерцании. Погруженный в такое состояние человек уже не индивид, а чистый, безвольный, вневременной субъект познания. Обыкновенный человек не способен к созерцанию подобного рода. Он обращает внимание на предметы в связи с тем что они имеют отношение к его воле. Поэтому он должен довольствоваться или неудовлетворенными желаниями, или, в случае их удовлетворения, скукой. Вместе с тем, подчеркивал Шопенгауэр, каждый человек располагает тремя высшими благами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть, индивид их не осознает и не ценит, осознает же лишь в случае их утраты, поскольку эти блага, по Шопенгауэру, только отрицательные величины.
Шопенгауэр первым в XIX в. дал философское обоснование пессимизма. Однако его рассуждения о бессмысленности человеческого существования казались недостаточно убедительными. Европейское общество продолжало оптимистично смотреть вперед, идеал прогресса еще не был омрачен будущими потрясениями. Слава подлинного мыслителя-пророка к Шопенгауэру придет значительно позднее.
Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900).
Основные труды. «Несвоевременные размышленя» (1873), «Человеческое, слишком человеческое» (1878-1880), «Утренняя заря» (1881), «Так говорил Заратустра» (1883-1885), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Воля к власти».
В своем первом крупном труде "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) философ анализирует культуру досократовской Греции. Ницше утверждает, что она определялась равноправием двух начал — диониссийского и аполлоновского. Дионис — бог вина и опьянения, бог самой жизни в ее физическом смысле. Аполлон — покровитель искусств. Культ Аполлона — это культ разума и гармонии. По мнению Ницше, начиная со времен Сократа и Платона, европейская культура пошла по пути подавления диониссийского начала гипертрофированным аполлинизмом. Это привело ее к глубокому кризису. Что касается обыденной жизни, то она оказалась строго регламентированной, в ней не осталось больше места для геройства и поступка. Везде наблюдается торжество посредственности. Посредственные люди придумали себе массовые религии — христианство и социализм. Эти религии — религии обиженных и угнетенных, религии сострадания. Согласно Ницше, мораль христианская, как и мораль социалистическая, только ослабляет личностное начало в человеке. Человек же есть путь к Сверхчеловеку, тому, кто стоит над "стадом", над толпой с ее предубеждением и лицемерием. Последний нуждается в особой морали — мужественной морали борца и воина.
Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство же сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти.
Главную причину краха современной ему цивилизации философ видел в засилии интеллекта, в превалировании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.
Ницше пытался разорвать границы чисто теоретического познания и ввести в него в качестве регулятора практическую жизнь. Однако этот регулятор оказался не чем иным, как инстинктивной деятельностью, направляемой слепой иррациональной волей к власти.
Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры. Назначение отрезвленного нигилизмом европейского человека мыслитель видел в том, чтобы мужественно восторжествовать над остатками иллюзий.
Неопозитивизм и аналитическая философия
В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоял в утверждении, что все… Позитивизм пережил три основные этапа своей эволюции. Первая историческая… Конт утверждал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии — "наука сама себе философия".…
Психоанализ
В рамках первого принципа бессознательные влечения направлены на получение максимального удовольствия. Второй принцип корректирует протекание… Постижение бессознательного осуществляется в психоанализе не чем иным, как… Значительное внимание Фрейд уделял сновидениям человека, полагая, что силы бессознательного проявляются в них наиболее…
Экзистенциализм
Исходные идеи экзистенциализма позаимствованы из трудов датского мыслителя Серена Кьеркегора (1813—1855), а метод исследования в значительной… Родина экзистенциализма Германия и Франция. Его идейные истоки весьма широки:… Творцы экзистенциализма видят в качестве сферы философского интереса такие проблемы, которые вытекают из самого факта…
Герменевтика
Основы герменевтики как общей теории интерпретации были заложены вначале XIX в. немецким философом, протестантским теологом и филологом Ф. Д.… Взгляд на герменевтику как на методологическую основу гуманитарного знания был… Взгляды Дильтея связаны с разработкой философии жизни. В его учении центральным является понятие «жизнь» как способ…
Феноменология
Гуссерль выступал за то, чтобы положения философии обладали такой же абсолютной истинностью как законы логики и положения математики, чтобы… Притязанию быть строгой наукой философия не могла удовлетворить ни в одну… Основные категории и программа созданной Гуссерлем философской дисциплины — феноменологии — были сформулированы в его…
Структурализм
Основная специфика структурализма заключалась прежде всего в том, что его сторонники рассматривали все явления, доступные чувственному восприятию,… В решении этой задачи весь пафос структурализма был направлен на придание… Центральным базовым понятием структурализма является понятие структуры. Структура представляет собой совокупность…
Философские идеи постмодернизма
Постмодернизм складывался под влиянием многих интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма, психоанализа до феминизма,… Постмодернизм, уделяя внимание описанию "игры частностями", не… Логоцентризм философии постмодернисты пытаются преодолеть отношением к событию, явлению, вещи как к самодостаточным,…
Лекция 7. Русская философия
Основные понятия: исихазм; русская философия; славянофильство; западничество; православие; соборность; община; анархизм; социализм; почвенничество; культурно-исторический тип; европоцентризм; полицентризм; всеединство; историософия; софиология; ленинизм; русское зарубежье.
Общая характеристика и основные этапы развития русской философии
Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских… Становление философской мысли в Древней Руси относится к X—XII векам — времени… Начальный этап в развитии русской философской мысли связан с появлением первых литературных произведений, содержащих…
Славянофилы и западники
Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же,… Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как… Лидеры славянофильства — Алексей Степанович Хомяков (1804—1860), Иван Васильевич Киреевский (1806—1856), Константин…
Русское почвенничество
Почвенничество, по определению А. А. Григорьева, характеризовалось верой в народ.. Вера в народ, в развитие на собственной почве сочеталась со… В середине XIX в. представления об уникальности каждого общества и его… Впервые мысль о принадлежности Западной Европы и России к разным типам культур высказал М.П. Погодин. Европу он…
Развитие философии всеединства в ХХ в.
Главное произведение Флоренского «Столп и утверждение истины» (1913) — большой философско-религиозный труд, с обширными экскурсами в область… Критически относясь к философии В. Соловьева в целом, П.А. Флоренский обычно… В поздних, послереволюционных, произведениях Флоренского концепция всеединства получила дальнейшее развитие. В этот…
Философия русского Зарубежья
Возникло несколько центров русского философского Зарубежья: кроме Берлина, это - Париж и Прага. Н. А. Бердяев и С. Н. Булгаков обосновались в… Диапазон философских идей, развивавшихся в среде русской эмиграции, весьма… Лосев — один из самых плодовитых авторов в историй мировой философской мысли. Среди многих сотен его работ особо…
Лекция 8. Белорусская философская и общественно-политическая мысль IX—XX ВВ.
Основные понятия: белорусская народность; национально-культурное самоопределение; духовное возрождение.
Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиции в культуре Беларуси
Важное значение для духовной жизни Древней Руси имело христианство, ставшее в 988 г. государственной религией. В Х—XI вв. на белорусских землях… Выдающимся мыслителем Киевской Руси в период ее расцвета был наш… В теологии Кирилл Туровский придерживался той точки зрения, согласно которой Христос имел исключительно божественную…
Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии
Скорина делает также попытку пересмотреть ортодоксально-христианскую трактовку проблемы человеческого существования. Белорусский гуманист утверждает… Преемниками традиций Скорины стали Сымон Будный (прим. 1530—1593) и Василий… В своих взглядах на мир Будный исходил не из религиозных догматов, а из научного знания. Свобода мысли белорусского…
Философия и развитие белорусского самосознания в ХIХ – ХХ веках
После подавления восстания 1830—1831 гг. отношение царских властей к национальной политике на белорусских землях радикально меняется. Создается… В 1840—1850-е гг. среди широких слоев местной интеллигенции растет интерес к… Калиновский последовательно раскрывал сущность крепостнической эксплуатации во всех ее формах, резко критиковал…