Конспект лекций по предмету "Экономика"


Динамика пропорций и тенденции совершенствования отраслевой структуры.

Установление научно-обоснованных пропорций в развитии от­раслей машиностроения позволяет повысить темпы развития на­родного хозяйства на базе научно-технического прогресса и дос­тичь максимально возможной экономии общественного труда.
Машиностроение отличается разветвленной отраслевой струк­турой, постоянным увеличением количества отраслей. Ведущая роль машиностроения в народном хозяйстве предполагает созда­ние такой его структуры, которая отвечала бы задачам и сущности расширенного воспроизводства, всемерного повышения эко­номической эффективности производства.
Такая структура создается путем установления и научного обоснования темпов роста и доли каждой отрасли в машиностро­ительном производстве, путем обеспечения пропорциональнос­ти между отраслями в соответствии с уровнем развития произ­водительных сил и потребностями отечественного и мирового рынков в продукции машиностроения. При том предусматрива­ется преимущественное развитие отраслей и производств, обес­печивающих научно-технический прогресс.
Объективной закономерностью развития советского машино­строения являлось опережение темпов его отраслей по сравне­нию с темпами развития отраслей — потребителей его продук­ции. Так, за 1950—1990 гг. прирост продукции машинострое­ния в 2 раза превосходил отрасли группы «А», т.е. тяжелую промышленность страны.
Процесс перехода России к рыночной экономике тяжело от­разился на машиностроении. Здесь произошел значительный спад производства большинства видов машиностроительной продук­ции.
Ниже представлена динамика производства в промышленно­сти и машиностроении (таблица 4).
Таблица 4.
Индексы промышленного производства (1990 г. = 100)








Вся промышленность
75






в том числе:







машиностроение и металлообработка
77






машиностроение
75







Эти данные свидетельствуют о том, что за указанный период снижение производства в машиностроении было больше чем в промышленности в целом. Это крайне негативное явление, по­скольку машиностроение является структурообразующей отрас­лью в народном хозяйстве страны. Опережающие темпы разви­тия машиностроения позволяют расширять технологический парк машин в отраслях потребителях, заменять машины, еже­годно выбывающие вследствие износа, повышать уровень меха­низации и автоматизации производства, с тем, чтобы облегчить труд и повысить его производительность.
Чем выше темпы развития отраслей народного хозяйства и глубже процессы механизации и автоматизации производства, тем более возрастает необходимость ускорить темпы роста ма­шиностроения.
Изменения в отраслевой структуре машиностроения взаимо­связаны с развитием и изменением его производственных свя­зей. Производственные связи могут быть межотраслевыми и внутриотраслевыми. Все они основаны на получении и постав­ках изделий производственного потребления — орудий и пред­метов труда — одними отраслями промышленности другим или внутри отрасли отдельными предприятиями в порядке как снаб­жения, так и кооперирования. К производственным относятся связи по снабжению металлом, электроэнергией, топливом, по поставке готовых машин, оборудования, приборов, а также от­дельных узлов, деталей, полуфабрикатов, заготовок. Межотрас­левые и внутриотраслевые связи отражают взаимоотношения, машиностроения с отраслями народного хозяйства и промыш­ленности, а также взаимоотношения отраслей внутри машино­строения.
Уровень межотраслевых производственных связей зависит от степени дифференциации отраслевой структуры машинострое­ния, промышленности и народного хозяйства в целом. Связи каждой отрасли определяются ее ролью в процессе воспроизводства, характером экономического назначения продукции и используемых в процессе производства орудий и предметов труда.
Машиностроение определяет производственный потенциал Российской Федерации, обеспечивает устойчивое функциони­рование жизненно важных комплексов отраслей промышленно­сти и секторов экономики (топливно-энергетического комплек­са, оборонных отраслей, строительной индустрии) и наполнение потребительского рынка.
По итогам четырех лет (1999—2002 гг.) общий объем производства продукции ма­шиностроения и металлообработки вырос на 51,4 %. Высокими темпами росло производство в отраслях металлургического ма­шиностроения, подъемно-транспортного, химического и нефтя­ного, транспортного и сельскохозяйственного, железнодорожно­го машиностроения и станкостроения.
Росту производства способствовало повышение спроса со сто­роны отраслей топливно-энергетического комплекса, химичес­кой и нефтехимической промышленности, строительно-дорож­ного и коммунального хозяйства, сельского хозяйства и других потребителей машин и оборудования. Этому же способствовала и ценовая конкурентоспособность отечественной техники на внут­реннем рынке (аналогичная импортная продукция в 2—5 раз до­роже) и импортозамещение, подкрепленное переходом на вы­пуск новых видов приборов, техники и машин.
На предприятиях активизировалась работа по оптимизации мощностей, реструктуризации активов, проведению сертифи­кации, освоению новых видов машиностроительной продукции и повышению качества.
В ближайшей перспективе (2004-2010 гг.) намечены прогрес­сивные структурные сдвиги не только между отраслями маши­ностроения, но и внутри каждой отрасли. С этой целью разрабо­таны ряд программ, которые будут способствовать ускоренному развитию тех или иных отраслей машиностроения.
Так, для развития автомобильной промышленности предус­мотрено:
- принятие программы «Развитие автомобильной промышлен­ности на период до 2005 г.», реализация которой обеспечит удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков за счет отечественного производства легковых автомобилей;
- принятие дополнительных мер по привлечению инвестиций и реализации проектов производства автомобильных компо­нентов, что позволяет увеличить в дальнейшем объем произ­водства и продаж прогрессивных видов автомобильной техни­ки и организовать дополнительно рабочие места;
- организация федерального научно-исследовательского цент­ра по автомобилестроению, что позволит объединить научные кадры, исследовательскую и испытательскую базы научных организаций и повысить эффективность работы отраслевой науки.
Для реформирования и развития станкостроительной и инст­рументальной промышленности — реализация федеральной це­левой программы «Реформирование и развитие станкостроитель­ной и инструментальной промышленности России на период до 2005 г.», что позврлит создать мобильную структуру эффектив­ных предприятий, сформировать ядро действующих предприя­тий по выпуску действительно конкурентоспособного оборудо­вания с переходом на комплектную поставку оборудования с монтажом, наладкой и сервисным обслуживанием.
Для стабилизации развития энергетического машинострое­ния и реализации энергетической стратегии России с целью обеспечения энергетической независимости страны: разработка и принятие «Стратегии развития энергетического машиностро­ения России до 2010 г.».
Для стабилизации развития тракторного и сельскохозяйствен­ного машиностроения:
• утверждение «Стратегии развития тракторного и сельскохо­зяйственного машиностроения»;
• организация научно-технического центра тракторного и сель­скохозяйственного машиностроения, в состав которого пред­лагается включить научно-исследовательские институты, име­ющие в своем акционерном капитале доли государственной собственности.
Подобные программы были разработаны и в других отраслях машиностроения, что будет способствовать совершенствованию его отраслевой структуры, увеличению объемов производства и повышения качества выпускаемой продукции.
Все эти программы являются составной частью стратегии развития машиностроительного комплекса на период до 2010 г. Помимо вышеперечисленных стратегий и концепций сюда вошли стратегии развития строительно-дорожного и коммуналь­ного машиностроения, электротехнической промышленности, машиностроения для текстильной и легкой промышленности, транспортного машиностроения, нефтегазового машиностроения, а также отрасли приборостроения.
Промышленно развитые государства располагают довольно ограниченным арсеналом средств, позволяющих в современных ус­ловиях успешно конкурировать с развивающимися странами. Од­ним из них стало развитие наукоемких производств, следствием которого является повышение производительности труда для со­хранения высокого уровня заработной платы рабочих и большие доходы инвесторов на основе совершенствования уже существую­щей и создания новой технологии.
Другим средством является использование преимуществ меж­дународного разделения труда с помощью переноса производствен­ных операций за рубеж. Такая интернационализация производства основана на взаимном дополнении факторов производства в раз­вивающихся и промышленно развитых странах. При этом произ­водство, основанное на неквалифицированном труде, размеща­ется в районах с низкой заработной платой, где существует избы­ток неквалифицированной рабочей силы, а более сложные опе­рации осуществляются в развитых странах с избытком квалифицированной рабочей силы, технологических и научных ресурсов.
Нельзя считать, что процесс передачи некоторых производственных операций за рубеж, когда одна из сторон в основном предоставляет рабочую силу, а другая берет на себя расходы по прочим производственным издержкам, замещает традиционный обмен сырьевых товаров на продукцию обрабатывающей промыш­ленности или экспорт так называемых «новых индустриальных стран» на импорт ими капитала и технологии. Эта дополнитель­ная внутриотраслевая торговля считается сравнительно новым видом отношений с постоянно изменяющимся международным разделением труда.
В современных условиях динамично меняющихся производствен­ных пропорций обычно выделяют две группы отраслей:
- традиционные — применяют распространенную технологию производства сравнительно простых в производственном отноше­нии продуктов;
- высокотехнологические — используют быстро развивающуюся технологию изготовления новейших наукоемких изделий, темпы морального старения которых высоки.
Традиционные отрасли, как правило, включают в себя произ­водства со сравнительно трудоемкой технологией. В большинстве развивающихся стран уровень оплаты труда низок, а средние из­держки на создание производственных мощностей для изготовле­ния морально устаревающих товаров относительно невелики, по­этому именно традиционные обеспечивают расширение экспорта промышленной продукции из этих стран.
По мере того как изделия морально устаревают и технология их изготовле­ния получает все большее распространение, высокотехническая продукция постепенно становится традиционным товаром и ее производство переводится за рубеж, где местные условия объек­тивно способствуют выпуску товаров с повышенным уровнем кон­курентоспособности.
По существу крупносерийный выпуск товаров для последую­щего реэкспорта в страну базирования монополии или на рынки третьих государств представляет собой качественно новую черту современного промышленного производства. Зарубежные мощно­сти крупнейших корпораций можно рассматривать как систему производства, основная цель которой — сохранение конкурен­тоспособности их продукции на рынках промышленно развитых стран, после того как эта продукция достигла последней стадии своего жизненного цикла. Другими словами, фирмы, разработав­шие данную продукцию, могут продолжать ее экономически вы­годное производство, постепенно перенося часть его, главным образом сборочные операции, в развивающиеся страны.
Для эффективного осуществления такой стратегии фирмы долж­ны иметь дополнительные преимущества, позволяющие снизить общие издержки, например более легкий доступ к необходимому капиталу, отлаженную сбытовую сеть, хорошо организованное управление или опережение в области технологии с учетом того, что конкурирующие с ними на внутреннем рынке компании, выпускающие стандартную продукцию, могут организовать про­изводство с такими же, а вероятно, и с меньшими издержками.
Под влиянием возрастающей конкуренции со стороны импор­тируемых товаров начала развиваться вертикальная интеграция на международном уровне в производстве некоторых традиционных товаров (например, продукции текстильной и легкой промыш­ленности, радиоприемников, телевизоров и автомобилей). Для вы­сокотехнологичных отраслей электронной промышленности, про­дукцию которых нельзя отнести к традиционной, зарубежное про­изводство играет еще более важную роль. Только полупроводни­ковые приборы составляют около 40 % стоимости всех комплек­тующих изделий, импортируемых в США. За рубежом осуществ­ляется сборка более 80 % этих приборов, включаемых в общий объем производства продукции американской полупроводнико­вой промышленности.
Решение вопроса об организации производства за рубежом в значительной степени зависит от технических характеристик това­ра. Именно они определяют величину транспортных издержек, воз­можность отделения трудоемких операций от других стадий произ­водственного процесса, а также капиталоемкость сборочных опе­раций. Незначительная масса (при высокой стоимости) продукции электронной и легкой промышленности снижает значение величи­ны транспортных издержек как одного из факторов, препятствую­щих развитию торговли. Производственные процессы в этих отрас­лях легко разделяются на отдельные стадии (изготовление компо­нентов, сборка, технический контроль, упаковка), что не требует обязательной территориальной близости соответствующих предпри­ятий. Производство продукции данных отраслей, кроме того, не требует значительных капиталовложений. Однако для его обеспече­ния в случае применения трудоемкой технологии требуется боль­шое количество неквалифицированной рабочей силы.
В индустриально развитых странах отраслевая структура харак­теризуется снижением доли в валовом национальном продукте (ВНП) отраслей сельского хозяйства и капиталоемких отраслей промышленности (металлургия, тяжелое машиностроение). Вмес­те с тем повышается доля наукоемких отраслей (приборострое­ние, электроника, атомная энергетика), а также сферы услуг.
В России отраслевая структура в течение длительного времени была достаточно стабильна, хотя и не являлась оптимальной. Наи­большая напряженность в структуре взаимосвязей отраслей ма­шиностроительного комплекса, формирующих направление эко­номического роста, складывалась по основным межотраслевым ресурсам, к которым в первую очередь относятся топливо и энер­гия, поступающие в сырьевые отрасли промышленности, а также современные конструкционные материалы, идущие в машино­строение и строительство. В результате снижаются темпы роста фон­дообразующих отраслей, что при прочих равных условиях предоп­ределяет замедление выбытия морально устаревшей техники, со­здает предпосылки к ухудшению соотношения между фондосберегающей и фондоемкой формами научно-технического прогресса (НТП) и сокращению интенсивных источников развития. Кро­ме того, замедление процесса перевооружения функционирую­щего производственного аппарата не позволяет в широких мас­штабах внедрить материало- и энергосберегающие технологии. Это вызывает дополнительную потребность в природных ресурсах, способствует ускорению динамики экстенсивных факторов, а при невозможности сделать это, в свою очередь, отрицательно влияет на темпы роста фондообразующих отраслей.
Сложившиеся взаимосвязи отраслей добычи и первичной пе­реработки природных ресурсов с машиностроением быстро изме­нить невозможно, так как для этого требуются коренные преоб­разования в структуре производственных капитальных вложений. Средством достижения качественно более высокого уровня эф­фективности машиностроения в переходный период является ак­тивизация инвестиционной политики, позволяющая развивать и создавать отрасли (например, микроэлектроника, вычислитель­ная техника и др.), являющиеся выражением современной науч­но-технической революции (НТР).
Чтобы осуществлять прогрессивные изменения в отраслевой структуре машиностроения, каждый субъект рынка должен фор­мировать научно обоснованную программу развития и быть гото­вым к изменению своего производственного и коммерческого профиля, к диверсификации производства, учитывать изменения рыночной конъюнктуры, формы и методы экономического госу­дарственного регулирования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.