Установление научно-обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда.
Машиностроение отличается разветвленной отраслевой структурой, постоянным увеличением количества отраслей. Ведущая роль машиностроения в народном хозяйстве предполагает создание такой его структуры, которая отвечала бы задачам и сущности расширенного воспроизводства, всемерного повышения экономической эффективности производства.
Такая структура создается путем установления и научного обоснования темпов роста и доли каждой отрасли в машиностроительном производстве, путем обеспечения пропорциональности между отраслями в соответствии с уровнем развития производительных сил и потребностями отечественного и мирового рынков в продукции машиностроения. При том предусматривается преимущественное развитие отраслей и производств, обеспечивающих научно-технический прогресс.
Объективной закономерностью развития советского машиностроения являлось опережение темпов его отраслей по сравнению с темпами развития отраслей — потребителей его продукции. Так, за 1950—1990 гг. прирост продукции машиностроения в 2 раза превосходил отрасли группы «А», т.е. тяжелую промышленность страны.
Процесс перехода России к рыночной экономике тяжело отразился на машиностроении. Здесь произошел значительный спад производства большинства видов машиностроительной продукции.
Ниже представлена динамика производства в промышленности и машиностроении (таблица 4).
Таблица 4.
Индексы промышленного производства (1990 г. = 100)
Вся промышленность
75
в том числе:
машиностроение и металлообработка
77
машиностроение
75
Эти данные свидетельствуют о том, что за указанный период снижение производства в машиностроении было больше чем в промышленности в целом. Это крайне негативное явление, поскольку машиностроение является структурообразующей отраслью в народном хозяйстве страны. Опережающие темпы развития машиностроения позволяют расширять технологический парк машин в отраслях потребителях, заменять машины, ежегодно выбывающие вследствие износа, повышать уровень механизации и автоматизации производства, с тем, чтобы облегчить труд и повысить его производительность.
Чем выше темпы развития отраслей народного хозяйства и глубже процессы механизации и автоматизации производства, тем более возрастает необходимость ускорить темпы роста машиностроения.
Изменения в отраслевой структуре машиностроения взаимосвязаны с развитием и изменением его производственных связей. Производственные связи могут быть межотраслевыми и внутриотраслевыми. Все они основаны на получении и поставках изделий производственного потребления — орудий и предметов труда — одними отраслями промышленности другим или внутри отрасли отдельными предприятиями в порядке как снабжения, так и кооперирования. К производственным относятся связи по снабжению металлом, электроэнергией, топливом, по поставке готовых машин, оборудования, приборов, а также отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, заготовок. Межотраслевые и внутриотраслевые связи отражают взаимоотношения, машиностроения с отраслями народного хозяйства и промышленности, а также взаимоотношения отраслей внутри машиностроения.
Уровень межотраслевых производственных связей зависит от степени дифференциации отраслевой структуры машиностроения, промышленности и народного хозяйства в целом. Связи каждой отрасли определяются ее ролью в процессе воспроизводства, характером экономического назначения продукции и используемых в процессе производства орудий и предметов труда.
Машиностроение определяет производственный потенциал Российской Федерации, обеспечивает устойчивое функционирование жизненно важных комплексов отраслей промышленности и секторов экономики (топливно-энергетического комплекса, оборонных отраслей, строительной индустрии) и наполнение потребительского рынка.
По итогам четырех лет (1999—2002 гг.) общий объем производства продукции машиностроения и металлообработки вырос на 51,4 %. Высокими темпами росло производство в отраслях металлургического машиностроения, подъемно-транспортного, химического и нефтяного, транспортного и сельскохозяйственного, железнодорожного машиностроения и станкостроения.
Росту производства способствовало повышение спроса со стороны отраслей топливно-энергетического комплекса, химической и нефтехимической промышленности, строительно-дорожного и коммунального хозяйства, сельского хозяйства и других потребителей машин и оборудования. Этому же способствовала и ценовая конкурентоспособность отечественной техники на внутреннем рынке (аналогичная импортная продукция в 2—5 раз дороже) и импортозамещение, подкрепленное переходом на выпуск новых видов приборов, техники и машин.
На предприятиях активизировалась работа по оптимизации мощностей, реструктуризации активов, проведению сертификации, освоению новых видов машиностроительной продукции и повышению качества.
В ближайшей перспективе (2004-2010 гг.) намечены прогрессивные структурные сдвиги не только между отраслями машиностроения, но и внутри каждой отрасли. С этой целью разработаны ряд программ, которые будут способствовать ускоренному развитию тех или иных отраслей машиностроения.
Так, для развития автомобильной промышленности предусмотрено:
- принятие программы «Развитие автомобильной промышленности на период до 2005 г.», реализация которой обеспечит удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков за счет отечественного производства легковых автомобилей;
- принятие дополнительных мер по привлечению инвестиций и реализации проектов производства автомобильных компонентов, что позволяет увеличить в дальнейшем объем производства и продаж прогрессивных видов автомобильной техники и организовать дополнительно рабочие места;
- организация федерального научно-исследовательского центра по автомобилестроению, что позволит объединить научные кадры, исследовательскую и испытательскую базы научных организаций и повысить эффективность работы отраслевой науки.
Для реформирования и развития станкостроительной и инструментальной промышленности — реализация федеральной целевой программы «Реформирование и развитие станкостроительной и инструментальной промышленности России на период до 2005 г.», что позврлит создать мобильную структуру эффективных предприятий, сформировать ядро действующих предприятий по выпуску действительно конкурентоспособного оборудования с переходом на комплектную поставку оборудования с монтажом, наладкой и сервисным обслуживанием.
Для стабилизации развития энергетического машиностроения и реализации энергетической стратегии России с целью обеспечения энергетической независимости страны: разработка и принятие «Стратегии развития энергетического машиностроения России до 2010 г.».
Для стабилизации развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения:
• утверждение «Стратегии развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения»;
• организация научно-технического центра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, в состав которого предлагается включить научно-исследовательские институты, имеющие в своем акционерном капитале доли государственной собственности.
Подобные программы были разработаны и в других отраслях машиностроения, что будет способствовать совершенствованию его отраслевой структуры, увеличению объемов производства и повышения качества выпускаемой продукции.
Все эти программы являются составной частью стратегии развития машиностроительного комплекса на период до 2010 г. Помимо вышеперечисленных стратегий и концепций сюда вошли стратегии развития строительно-дорожного и коммунального машиностроения, электротехнической промышленности, машиностроения для текстильной и легкой промышленности, транспортного машиностроения, нефтегазового машиностроения, а также отрасли приборостроения.
Промышленно развитые государства располагают довольно ограниченным арсеналом средств, позволяющих в современных условиях успешно конкурировать с развивающимися странами. Одним из них стало развитие наукоемких производств, следствием которого является повышение производительности труда для сохранения высокого уровня заработной платы рабочих и большие доходы инвесторов на основе совершенствования уже существующей и создания новой технологии.
Другим средством является использование преимуществ международного разделения труда с помощью переноса производственных операций за рубеж. Такая интернационализация производства основана на взаимном дополнении факторов производства в развивающихся и промышленно развитых странах. При этом производство, основанное на неквалифицированном труде, размещается в районах с низкой заработной платой, где существует избыток неквалифицированной рабочей силы, а более сложные операции осуществляются в развитых странах с избытком квалифицированной рабочей силы, технологических и научных ресурсов.
Нельзя считать, что процесс передачи некоторых производственных операций за рубеж, когда одна из сторон в основном предоставляет рабочую силу, а другая берет на себя расходы по прочим производственным издержкам, замещает традиционный обмен сырьевых товаров на продукцию обрабатывающей промышленности или экспорт так называемых «новых индустриальных стран» на импорт ими капитала и технологии. Эта дополнительная внутриотраслевая торговля считается сравнительно новым видом отношений с постоянно изменяющимся международным разделением труда.
В современных условиях динамично меняющихся производственных пропорций обычно выделяют две группы отраслей:
- традиционные — применяют распространенную технологию производства сравнительно простых в производственном отношении продуктов;
- высокотехнологические — используют быстро развивающуюся технологию изготовления новейших наукоемких изделий, темпы морального старения которых высоки.
Традиционные отрасли, как правило, включают в себя производства со сравнительно трудоемкой технологией. В большинстве развивающихся стран уровень оплаты труда низок, а средние издержки на создание производственных мощностей для изготовления морально устаревающих товаров относительно невелики, поэтому именно традиционные обеспечивают расширение экспорта промышленной продукции из этих стран.
По мере того как изделия морально устаревают и технология их изготовления получает все большее распространение, высокотехническая продукция постепенно становится традиционным товаром и ее производство переводится за рубеж, где местные условия объективно способствуют выпуску товаров с повышенным уровнем конкурентоспособности.
По существу крупносерийный выпуск товаров для последующего реэкспорта в страну базирования монополии или на рынки третьих государств представляет собой качественно новую черту современного промышленного производства. Зарубежные мощности крупнейших корпораций можно рассматривать как систему производства, основная цель которой — сохранение конкурентоспособности их продукции на рынках промышленно развитых стран, после того как эта продукция достигла последней стадии своего жизненного цикла. Другими словами, фирмы, разработавшие данную продукцию, могут продолжать ее экономически выгодное производство, постепенно перенося часть его, главным образом сборочные операции, в развивающиеся страны.
Для эффективного осуществления такой стратегии фирмы должны иметь дополнительные преимущества, позволяющие снизить общие издержки, например более легкий доступ к необходимому капиталу, отлаженную сбытовую сеть, хорошо организованное управление или опережение в области технологии с учетом того, что конкурирующие с ними на внутреннем рынке компании, выпускающие стандартную продукцию, могут организовать производство с такими же, а вероятно, и с меньшими издержками.
Под влиянием возрастающей конкуренции со стороны импортируемых товаров начала развиваться вертикальная интеграция на международном уровне в производстве некоторых традиционных товаров (например, продукции текстильной и легкой промышленности, радиоприемников, телевизоров и автомобилей). Для высокотехнологичных отраслей электронной промышленности, продукцию которых нельзя отнести к традиционной, зарубежное производство играет еще более важную роль. Только полупроводниковые приборы составляют около 40 % стоимости всех комплектующих изделий, импортируемых в США. За рубежом осуществляется сборка более 80 % этих приборов, включаемых в общий объем производства продукции американской полупроводниковой промышленности.
Решение вопроса об организации производства за рубежом в значительной степени зависит от технических характеристик товара. Именно они определяют величину транспортных издержек, возможность отделения трудоемких операций от других стадий производственного процесса, а также капиталоемкость сборочных операций. Незначительная масса (при высокой стоимости) продукции электронной и легкой промышленности снижает значение величины транспортных издержек как одного из факторов, препятствующих развитию торговли. Производственные процессы в этих отраслях легко разделяются на отдельные стадии (изготовление компонентов, сборка, технический контроль, упаковка), что не требует обязательной территориальной близости соответствующих предприятий. Производство продукции данных отраслей, кроме того, не требует значительных капиталовложений. Однако для его обеспечения в случае применения трудоемкой технологии требуется большое количество неквалифицированной рабочей силы.
В индустриально развитых странах отраслевая структура характеризуется снижением доли в валовом национальном продукте (ВНП) отраслей сельского хозяйства и капиталоемких отраслей промышленности (металлургия, тяжелое машиностроение). Вместе с тем повышается доля наукоемких отраслей (приборостроение, электроника, атомная энергетика), а также сферы услуг.
В России отраслевая структура в течение длительного времени была достаточно стабильна, хотя и не являлась оптимальной. Наибольшая напряженность в структуре взаимосвязей отраслей машиностроительного комплекса, формирующих направление экономического роста, складывалась по основным межотраслевым ресурсам, к которым в первую очередь относятся топливо и энергия, поступающие в сырьевые отрасли промышленности, а также современные конструкционные материалы, идущие в машиностроение и строительство. В результате снижаются темпы роста фондообразующих отраслей, что при прочих равных условиях предопределяет замедление выбытия морально устаревшей техники, создает предпосылки к ухудшению соотношения между фондосберегающей и фондоемкой формами научно-технического прогресса (НТП) и сокращению интенсивных источников развития. Кроме того, замедление процесса перевооружения функционирующего производственного аппарата не позволяет в широких масштабах внедрить материало- и энергосберегающие технологии. Это вызывает дополнительную потребность в природных ресурсах, способствует ускорению динамики экстенсивных факторов, а при невозможности сделать это, в свою очередь, отрицательно влияет на темпы роста фондообразующих отраслей.
Сложившиеся взаимосвязи отраслей добычи и первичной переработки природных ресурсов с машиностроением быстро изменить невозможно, так как для этого требуются коренные преобразования в структуре производственных капитальных вложений. Средством достижения качественно более высокого уровня эффективности машиностроения в переходный период является активизация инвестиционной политики, позволяющая развивать и создавать отрасли (например, микроэлектроника, вычислительная техника и др.), являющиеся выражением современной научно-технической революции (НТР).
Чтобы осуществлять прогрессивные изменения в отраслевой структуре машиностроения, каждый субъект рынка должен формировать научно обоснованную программу развития и быть готовым к изменению своего производственного и коммерческого профиля, к диверсификации производства, учитывать изменения рыночной конъюнктуры, формы и методы экономического государственного регулирования.