Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на ограничение международной торговли. Снижает уровень жизни и замедляет экономический рост в стране, которая внедряет такую политику. Обычно продвигается местными лоббистами под предлогом «защиты» национальной экономики; «содействие» развитию собственной промышленности и торговли.
В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, что следует непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, которые возникают от искажения мотивов поведения производителей и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превысит потери от нее. Главная предпосылка улучшения условий торговли вследствие введения пошлины - это наличие у страны рыночной власти, то есть способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и / или цены импорта Однако ограничение, связанное с наличием в стране рыночной власти в торговле товарами, на практике зачастую сводит на нет этот аргумент против свободной торговли.Значительное число стран, в недостаточной степени способны влиять как на цены своего экспорта, так и на цены импорта. В случае стран с развитой экономикой возникает угроза использования монопольного положения страны, что позволяет получать выгоду за чужой счет. На практике подобный аргумент, связанный с условиями торговли, может служить теоретическим ссылкой для оправдания торговой политики правительства. Кроме этого, критика свободы торговли основывается на том, что понятие выигрыша для производителя и выигрыша для потребителя, используемые в теоретической модели free trade (особенно выигрыш для производителя), не позволяют корректно определить размеры выигрышей и потерь. К причинам этого относятся несовершенство рынков труда и капитала, которые не предоставляют ресурсам возможности быстрого перетекания к отраслям, которые приносят наибольшую отдачу, и сдерживают переток технологий из новых отраслей или тех, которые динамично развиваются. Такие явления носят название дефектов внутреннего рыночного регулирования и демонстрируют, как рынок того или иного фактора недостаточно хорошо выполняет свою функцию. Так, производство некоторого товара приносит определенные знания и опыт, которые служат национальной экономике в целом, но они не могут быть закреплены в собственности фирмами-производителями, которые не учитывают этих моментов при принятии решения относительно объемов производства. В этом случае имеет место предельная общественная выгода от дополнительного производства, которую невозможно измерить через выигрыш для производителя. Такая предельная общественная выгода может служить оправданием для использования пошлин и других инструментов таможенной политики
В большинстве стран мира проводится государственная политика культурного протекционизма, направленного на защиту национального языка, обычаев, культурно-исторического достояния.